РусскийУкраїнськаВремя работы: Пн-Пт: 9.00-18.00, Сб: 9.00-15.00, Вс: выходной

Сцепление

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

На автомобили Gееlу МК устанавливают сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной.

Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для разъединения и соединения маховика, расположенного на коленчатом валу двигателя, и первичного вала коробки передач.

Сцепление состоит из ведомого (фрикционного) диска, кожуха сцепления с нажимным диском и диафрагменной пружиной, а также механизма выключения сцепления.

Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе 3 (рис. 6.1), прикрепленном шестью болтами к маховику 1 двигателя. Ведомый диск 2 установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной 4 между маховиком и нажимным диском.

Рис. 6.1. Сцепление
Рис. 6.1. Сцепление: 1 - маховик; 2 - ведомый диск; 3 - кожух сцепления с нажимным диском; 4 - диафрагменная пружина

Подшипник 1 (рис. 6.2) выключения сцепления установлен на направляющей втулке 2, запрессованной в картер сцепления, и перемещается по втулке вилкой 4, которую в свою очередь приводит в действие рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления.

Гидравлический привод выключения сцепления состоит...

...из главного цилиндра, установленного в моторном отсеке...

...рабочего цилиндра, установленного на картере сцепления, трубопровода, включающего в себя...

...трубку, соединяющую главный цилиндр...

...и промежуточный шланг...

...трубку, соединяющую промежуточный шланге рабочим цилиндром.

Рис. 6.2. Механизм выключения сцепления
Рис. 6.2. Механизм выключения сцепления: 1 - подшипник выключения сцепления; 2 - направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 3 - первичный вал коробки передач; 4 - вилка выключения сцепления; 5 - грязезащитный чехол

Главный цилиндр В соединен питающим шлангом Б с бачком А, установленным на главном тормозном цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров). В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость. Предусмотрена регулировка привода выключения сцепления в эксплуатации.

Сцеплением управляют при помощи педали сцепления. В исходное положение педаль возвращается пружиной.

Полезные советы:
Для того чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления. Эту вредную привычку зачастую приобретают во время обучения вождению в автошколах из боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля. Помимо быстрой усталости ноги, находящейся все время на педали, сцепление оказывается хотя бы немного, но выжато, и ведомый диск при этом пробуксовывает и изнашивается. Кроме того, несмотря на то, что выжимной подшипник рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, даже при слегка нажатой педали он находится под повышенной нагрузкой, и его ресурс снижается. По этой же причине не рекомендуется подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках). Если не придется сразу трогаться с места, лучше перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение и отпустить педаль.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ХОДА ПЕДАЛИ ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

Ход педали сцепления проверяют для оценки его технического состояния и при выяснении причин ненормальной работы (сцепление «ведет», «пробуксовывает» и пр.). Пробуксовку сцепления можно определить по тахометру. Если во время движения при резком нажатии на педаль привода дроссельной заслонки обороты резко растут, а потом немного снижаются и автомобиль начинает разгоняться, то сцепление надо отремонтировать.

Вам потребуются: ключи «на 13», «на 14», «на 18», линейка.

1. Установите автомобиль на ровной площадке и попробуйте начать движение на первой передаче, плавно отпуская педаль сцепления. Измерьте расстояние от площадки педали до пола, при котором происходит включение сцепления. Измеренное значение должно составлять не менее 25 мм.

2. Измерьте высоту педали при ненажатой педали сцепления. Для автомобиля Сееlу МК она должно составлять 134-144 мм.

3. Ослабьте контргайку Б и, вращая болт А, добейтесь требуемого значения высоты педали сцепления.

4. Проверьте свободный ход педали. Для этого нажмите на педаль до появления ощутимого сопротивления. Измеренное значение должно быть в пределах 5-15 мм.

Если свободный ход педали больше, возможно нечеткое выключение сцепления (сцепление «ведет»). При чрезмерно малом свободном ходе или его полном отсутствии сцепление не полностью включается (сцепление «пробуксовывает»).

5. Ослабьте контргайку и, вращая гайку наконечника штока главного цилиндра выключения сцепления (показано на снятом главном цилиндре), добейтесь требуемого значения свободного хода.

Если педаль выключения сцепления отрегулировать не удается, прокачайте гидропривод (см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления») или замените сцепление (см. «Снятие и установка сцепления»).

ПРОКАЧКА ГИДРОПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

Если при нажатой до упора педали сцепление выключается не полностью («ведет»), что сопровождается характерным скрежетом шестерен при включении передач, возможно, в гидропривод сцепления попал воздух. Удалите его прокачкой гидропривода.

Кроме того, прокачку выполняют при заполнении гидропривода жидкостью после ее замены или после ремонта узлов системы, связанного с разгерметизацией системы.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности Способ устранения
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)
Коробление ведомого диска (биение более 0,5 мм) Замените ведомый диск
Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска То же
Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска >>
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач Очистите шпицы, смажьте специальной смазкой. Если причиной заедания является смятие или износ шлицев, то замените первичный вал или ведомый диск
Попадание воздуха в систему гидропривода Прокачайте систему гидропривода выключения сцепления
Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра привода выключения сцепления Замените главный или рабочий цилиндр выключения сцепления
Ослабление заклепок крепления нажимной пружины Замените кожух сцепления с нажимным диском
Перекос или коробление нажимного диска То же
Неполное включение сцепления (сцепление «буксует»)
Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска Замените ведомый диск
Повреждение или заедание привода выключения сцепления Устраните неисправности, вызывающие заедание
Рывки при работе сцепления
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала Очистите шлицы, смажьте консистентной смазкой. Если причиной заедания является смятие или износ шлицев, то при необходимости замените первичный вал или ведомый диск
Поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска Замените ведомый диск
Заедание в механизме привода выключения сцепления Замените деформированные детали. Устраните причины, вызывающие заедание
Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска Замените ведомый диск. Проверьте, не повреждены ли поверхности диска
Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска Замените ведомый диск
Повреждение поверхности или коробление нажимного диска Замените кожух сцепления с нажимным диском
Повышенный шум при выключении сцепления
Износ подшипника выключения сцепления Замените подшипник выключения сцепления
Повышенный шум при включении сцепления
Поломка пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

Вам потребуются: тормозная жидкость, шланг для прокачки, ключ «на 10», емкость для сливаемой жидкости.

1. Проверьте уровень рабочей жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доведите уровень до максимального (до отметки «МАХ»),

2. Снимите защитный колпачок с клапана рабочего цилиндра сцепления для удаления воздуха

3. Наденьте на клапан шланг для прокачки и опустите его конец в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости.

4. Попросите помощника нажать на педаль сцепления 4-5 раз с интервалом 2-3 с, а затем удерживать ее нажатой.

5. Выверните клапан на 3/4 оборота. Из шланга в емкость будет вытекать жидкость с пузырьками воздуха.

6. Заверните клапан и попросите помощника отпустить педаль сцепления.

7. Повторите операции 4-6 несколько раз до начала выхода из шланга жидкости без пузырьков воздуха.

Предупреждение:
Во время прокачки гидропривода периодически проверяйте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Не допускайте падения уровня жидкости в бачке ниже минимальной отметки («MIN»). Своевременно доливайте жидкость, иначе при осушении дна бачка в систему попадет воздух и прокачку придется повторять снова.

8. Заверните клапан, наденьте защитный колпачок и долейте жидкость в бачок главного тормозного цилиндра до отметки «МАХ».

ЗАМЕНА ЖИДКОСТИ В ГИДРОПРИВОДЕ СЦЕПЛЕНИЯ

Заменяйте жидкость в гидроприводе сцепления через каждые 20 тыс. км пробега автомобиля, так как жидкость гигроскопична и впитывает воду из воздуха, что приводит к корродированию элементов гидропривода сцепления.

Примечание:
Старайтесь не проливать жидкость на автомобиль. Это может привести к повреждению лакокрасочного покрытия. Если жидкость попала на окрашенную поверхность, немедленно смойте ее водой.

Действия при замене жидкости в гидроприводе сцепления аналогичны действиям при прокачке гидропривода выключения сцепления (см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления»). Различие в том, что критерием завершения операции является появление свежей жидкости, а не прекращение выхода пузырьков воздуха из шланга.

ЗАМЕНА ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

Вам потребуются: пассатижи, шприц, выколотка, ключи «на 13», «на 14», «на 18» и ключ для гаек крепления трубопроводов «на 10».

1. Снизу, под панелью приборов, подденьте...

2. ...и снимите возвратную пружину.

3. Извлеките стопорный штифт крепления оси...

4. ...и извлеките ось крепления из рычага педали и из вилки наконечника штока.

5. Отверните нижнюю и верхнюю гайки крепления главного цилиндра привода сцепления к кузову и к кронштейну педали сцепления.

6. Откачайте жидкость из бачка главного тормозного цилиндра (см. «Замена жидкости в гидроприводе тормозов»).

7. Ослабьте хомут крепления, сдвиньте его по шлангу...

8. ...и отсоедините шланг подачи рабочей жидкости от главного цилиндра привода выключения сцепления.

9. Выверните гайку трубки...

10. ...и отсоедините трубку от главного цилиндра.

11. Снимите главный цилиндр привода выключения сцепления.

12. Ослабьте контргайку, отверните гайку наконечника штока...

13. ...и снимите наконечник штока.

14. Отверните контргайку.

15. Снимите уплотнительную манжету.

16. Протолкните штифт крепления, извлеките штифт и снимите штуцер подающего шланга.

17. Соберите и установите все детали и равный цилиндр привода выключения сцепления в порядке, обратном снятию.

18. Залейте тормозную жидкость в бачок гравного тормозного цилиндра и удалите воздух из гидропривода выключения сцепления {см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления»).

ЗАМЕНА РАБОЧЕГО ЦИЛИНДРА ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

Рабочий цилиндр привода выключения сцепления установлен на картере сцепления коробки передач спереди по ходу движения автомобиля.

Вам потребуются: ключ «на 12» и ключ для гаек крепления трубопроводов «на 10».

1. Отверните гайку трубки...

2. ...и отсоедините трубку от рабочего цилиндра сцепления. Заглушите отверстие трубки, чтобы не вытекала тормозная жидкость.

Предупреждение:
Не нажимайте на педаль сцепления.

3. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра к коробке передач.

4. Снимите рабочий цилиндр привода выключения сцепления.

5. Для снятия штока подденьте защитный чехол и снимите шток с защитным чехлом. При необходимости замените изношенные детали.

6. Установите рабочий цилиндр и снятые детали в порядке, обратном снятию.

7. Нанесите графитную смазку на шток рабочего цилиндра и вилку выжимного подшипника.

8. Удалите воздух из гидропривода выключения сцепления (см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления»).

ЗАМЕНА ТРУБОК И ШЛАНГОВ ГИДРО ПРИВОДА ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

Вам потребуются: пассатижи, ключ на «12» и специальный ключ «на 10» для гаек трубопроводов.

1. Откачайте из бачка тормозную жидкость (см. «Заменажидкости в гидроприводе тормозов»).

2. Выверните гайку трубки из наконечника промежуточного шланга.

3. Выверните гайку трубки из рабочего цилиндра выключения сцепления...

4. ...извлеките из держателя на коробке передач и снимите трубку, соединяющую рабочий цилиндр и промежуточный шланг.

5. Выверните гайку трубки, соединяющей главный цилиндр и промежуточный шланг, и выведите ее из наконечника промежуточного шланга.

6. Выверните гайку трубки из главного цилиндра и снимите трубку, соединяющую главный цилиндр и промежуточный шланг.

7. Снимите фиксирующую скобу и извлеките наконечник промежуточного шланга из кронштейна на коробке передач.

8. Снимите фиксирующую скобу...

9. ...отсоедините от кронштейна на лонжероне кузова и снимите промежуточный шланг

10. Для снятия питающего шланга сожмите отогнутые ушки хомута, сдвиньте хомут по шлангу...

11. ...и отсоедините питающий шланг от бачка на главном цилиндре тормозной системы.

12. Аналогично отсоедините питающий шланг от штуцера главного цилиндра привода выключения сцепления.

13. Установите детали в порядке, обратном снятию, и удалите воздух из гидропривода (см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления»).

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА СЦЕПЛЕНИЯ

Полезные советы:
При выходе из строя сцепления рекомендуем заменять одновременно все его элементы (ведомый и нажимной диски), так как работа по замене сцепления трудоемкая, а у неповрежденных элементов сцепления ресурс уже снижен, поэтому, если их установить вновь, может потребоваться повторное снятие и установка сцепления после сравнительно небольшого пробега.

Вам потребуются: ключи «на 13», «на 15», монтажная лопатка, оправка для центрирования ведомого диска, линейка, набор плоских щупов, штангенциркуль.

1. Снимите коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).

2. Если устанавливается прежний нажимной диск, следует пометить любым способом (например, маркером) взаимное расположение кожуха диска и маховика, чтобы установить нажимной диск в прежнее положение (для сохранения балансировки).

3. В отверстие крепления коробки передач вверните болт крепления.

4. Удерживая маховик монтажной лопаткой (или большой отверткой) от проворачивания, выверните шесть болтов крепления кожуха нажимного диска сцепления к маховику. Затяжку болтов ослабляйте равномерно: каждый болт по два оборота ключа, переходя от болта к болту по диаметру.

Примечание:

Показано расположение болтов крепления нажимного диска к маховику.

5. Снимите с маховика нажимной и ведомый диски сцепления, придерживая ведомый диск.

6. Осмотрите ведомый диск сцепления. Трещины на деталях ведомого диска не допускаются.

7. Проверьте степень износа фрикционных накладок ведомого диска. Измерьте толщину ведомого диска. Если толщина диска менее 6 мм, замените ведомый диск.

5. Проверьте надежность фиксации демпферных пружин в гнездах ступицы ведомого диска, пытаясь переместить их в гнездах ступицы рукой. Если пружины легко перемещаются в гнездах или сломаны, замените диск.

3. Осмотрите рабочие поверхности трения маховика (показано на снятом маховике)...

10. ...и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева. Замените дефектные узлы.

11. При ослаблении заклепочных соединений деталей кожуха и нажимного диска замените нажимной диск в сборе.

12. Внешним осмотром оцените состояние диафрагменной пружины нажимного диска. Наличие трещин на диафрагменной пружине не допускается. Места А контакта лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа (износ не должен быть более 0,8 мм). В противном случае замените нажимной диск в сборе.

13. Осмотрите соединительные звенья кожуха и диска. Если звенья деформированы или сломаны, замените нажимной диск в сборе.

14. Внешним осмотром оцените состояние опорных колец нажимной пружины с наружной...

15. ...и внутренней сторон пружины. Кольца не должны иметь трещин и следов износа. В противном случае замените нажимной диск в сборе.

16. Перед установкой сцепления проверьте легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. При необходимости устраните причины заедания или замените дефектные детали.

17. Нанесите на шлицы ступицы ведомого диска тугоплавкую консистентную смазку.

18. При монтаже сцепления сначала с помощью оправки установите ведомый диск, а затем кожух нажимного диска, совместив нанесенные перед снятием метки, и вверните болты крепления кожуха к маховику.

Примечание:
Устанавливайте ведомый диск таким образом, чтобы его маркировка находилась снаружи.

19. Вворачивайте болты равномерно, по одному обороту ключа каждый, в последовательности, показанной на фото.

20. Снимите оправку и установите коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).

21. Проверьте работу сцепления (см. «Проверка и регулировка хода педали привода выключения сцепления»).

ЗАМЕНА ПОДШИПНИКА И ВИЛКИ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ

Подшипник А выключения сцепления в сборе с муфтой установлен на направляющей втулке и соединен с вилкой Б выключения сцепления.

Вилка своими цапфами вставлена до упора в пазы муфты подшипника и фиксируется пружиной. Вилка опирается на шаровую опору, ввернутую в картер сцепления.

Признаком необходимости замены подшипника выключения сцепления является повышенный шум в момент нажатия на педаль сцепления.

Примечание:

При замене подшипника выключения сцепления по причине шума проверьте состояние лепестков диафрагменной (нажимной) пружины нажимного (ведущего) диска. При сильном износе концов лепестков в местах контакта с подшипником замените нажимной диск (см. «Снятие и установка сцепления»).

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 13», «на 14», «на 15», «на 17», «на 18», «на 22», отвертка с плоским лезвием, пассатижи, монтажная лопатка.

1. Снимите коробку передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).

2. Преодолевая упругое сопротивление пружины, переместите подшипник выключения сцепления по направляющей втулке вперед, выведите вилку из пазов его муфты...

3. ...и снимите подшипник.

4. Выведите хвостовик вилки из грязезащитного чехла...

5. ...и извлеките вилку выключения сцепления из картера сцепления.

6. Выведите пружину из пазов...

7. ...и снимите пружину.

8. При необходимости снимите грязезащитный чехол.

Примечание:
При повреждении грязезащитного чехла его можно заменить, не снимая вилку выключения сцепления.

Для этого подденьте пальцем край грязезащитногочехла...

...извлеките его.

9. Смажьте тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки наружную поверхность направляющей втулки, шлицы первичного вала коробки передач, шаровую опору вилки выключения сцепления...

10. ...поверхности вилки, контактирующие с шаровой опорой...

11. ...и муфтой подшипника выключения сцепления.

 

12. Установите грязезащитный чехол (если снимался), вилку выключения сцепления и новый подшипник в сборе с муфтой (убедившись в плавности и бесшумности его вращения и отсутствии люфтов) в порядке, обратном снятию.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ

Вам потребуются: пассатижи, ключи «на 13» и «на 14».

1. Снизу, под панелью приборов, подденьте...

2. ...и снимите возвратную пружину.

3. Извлеките стопорный штифт крепления оси...

4. ...и извлеките ось крепления из рычага педали и из вилки наконечника штока.

5. Отверните нижнюю и верхнюю гайки крепления главного цилиндра привода сцепления к кузову и к кронштейну педали сцепления.

6. Отверните верхнюю гайку крепления кронштейна педали...

7. ...и снимите педаль сцепления.

8. Для снятия рычага педали отверните гайку, удерживая ось рычага от проворачивания...

9. ...извлеките ось...

10. ...и снимите рычаг педали сцепления.

11. Установите педаль выключения сцепления в порядке, обратном снятию.

Содержание

.