РусскийУкраїнськаВремя работы: Пн-Пт: 9.00-18.00, Сб: 9.00-15.00, Вс: выходной

Система охлаждения

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения в блоке цилиндров и головке блока цилиндров, радиатора с злектровентилятором, радиатора отопителя, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов.

Циркуляцию жидкости в системе создает зодяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры, камеры сгорания, радиатор отопителя {при низкой температуре) и затем поступает к термостату, В зависимости от положения клапана термостата едкость поступает в рубашку охлаждения (при низкой температуре) или радиатор при высокой температуре).

Радиатор с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. Внизу нижнего бачка радиатора находится сливной кран. В бачках выполнены подвозящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а на заливной горловине также патрубок пароотводящего шланга к расширительному бачку.

Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На корпус бачка нанесены метки «Р» (полный) и «Ь (низкий) для контроля уровня охлаждающей жидкости. Бачок соединен шлангом с наливной горловиной радиатора.

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на правой поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в водораспределительной коробке, закрепленной на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до (82+2) "С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре (82±2) °С термостат начинает открываться, а при 95 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора, он включается и выключается по сигналу электронного блока управления двигателем. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения.

Систему заполняют жидкостью (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 ‘С.

Кран отопителя салона системы охлаждения установлен под капотом, предназначен для регулирования циркуляции охлаждающей жидкости в радиатор отопителя салона и имеет два положения: «зима» и «лето».

При теплой погоде он перекрывается и в радиатор отопителя салона не поступает охлаждающая жидкость, что приводит к экономии топлива в теплое время года.

ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Вам потребуются: охлаждающая жидкость, обтирочная ткань, емкость вместимостью не менее 7 л для сливаемой охлаждающей жидкости.

Предупреждение:
Применяйте охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля (антифриз). Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодком двигателе. Охлаждающая жидкость токсична, поэтому будьте осторожны при работе с ней. При пуске двигателя пробки радиатора и расширительного бачка должны быть закрыты. Заворачивайте пробку радиатора плотно. Система охлаждения при работающем двигателе находится под давлением, поэтому из-под слабо завернутой пробки может потечь охлаждающая жидкость.

1. Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку.

2. Поверните пробку наливной горловины радиатора системы охлаждения двигателя...

3. ...и снимите ее.

4. Подставьте емкость под отверстие сливного крана радиатора системы охлаждения, расположенного в нижней левой части радиатора. Выверните на три оборота пробку сливного отверстия.

5. Слейте жидкость из радиатора. Вверните пробку сливного крана.

6. Выверните болт сливного отверстия и слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности Способ устранения
Двигатель перегревается
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке Долейте охлаждающую жидкость
Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) Замените термостат
Неисправен водяной насос Проверьте насос и в случае неисправности замените
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми Промойте снаружи сердцевину радиатора
Трубки радиатора, шланга и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью
Электровентилятор не включается из-за обрыва элекитрических цепей датчиков, выхода из строя датчиков, реле или электродвигателя вентилятора Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчики, реле или электровентилятор в сборе
Повреждение клапана в пробке наливной горловины радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) Замените пробку наливной горловины
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен
Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) Замените термостат
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Негерметичен радиатор Замените радиатор
Негерметичен расширительный бачок Замените расширительный бачок
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов Подтяните хомуты крепления шлангов
Повреждено уплотнение вала водяного насоса Замените водяной насос
Повреждена прокладка корпуса водяного насоса Замените прокладку
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке головки блока с блоком цилиндров, кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»). Замените поврежденную прокладку, восстановите герметичность заглушек
Негерметичен радиатор отопителя Замените радиатор отопителя

Примечание:

Так расположен болт сливного отверстия в блоке цилиндров.

7. Откройте пробку расширительного бачка и удалите из бачка остатки охлаждающей жидкости (например, с помощью резиновой груши).

8. Заполните систему охлаждения двигателя, заливая охлаждающую жидкость в наливную горловину радиатора до тех пор, пока она не начнет переливаться из горловины по шлангу в расширительный бачок. Плотно закройте пробку наливной горловины.

9. Залейте жидкость в расширительный бачок до метки «Р» на стенке бачка.

10. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры (до включения вентилятора). После этого остановите двигатель, проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте ее в расширительный бачок до метки «Р».

Примечание:
При работе двигателя следите за температурой охлаждающей жидкости по указателю. Если указатель дошел до красной зоны, а вентилятор радиатора не включился, включите отопитель и проверьте, какой воздух через него проходит. Если отопитель подает подогретый воздух, скорее всего, неисправен вентилятор, а если подает холодный воздух, значит, в системе охлаждения двигателя образовалась воздушная пробка. Для ее удаления заглушите двигатель, дайте ему остыть и отверните пробку наливной горловины. Пустите двигатель, дайте ему поработать в течение 3-5 мин и закройте пробку горловины.

Полезные советы:
Для лучшего заполнения системы без воздушных пробок периодически прожимайте шланги радиатора рукой. Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень. При необходимости восполните уровень. Если через очень короткое время цвет свежей жидкости стал коричневым, значит, вы залили подделку, в которую производитель «забыл» добавить ингибиторы коррозии.

ЗАМЕНА РАДИАТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Предупреждение:
Снимайте радиатор только на холодном двигателе.

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», пассатижи, отвертка с крестообразным лезвием.

. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Слейте охлаждающую жидкость (см. "Замена охлаждающей жидкости»).

3. Снимите облицовку моторного отсека (см. «Снятие и установка облицовки моторного отсека»).

4. Отожмите фиксаторы и разъедините колодки проводов электровентилятора системы охлаждения двигателя.

5. Ослабьте хомут, сдвиньте его по шлангу...

6. ...и отсоедините шланг от нижнего патрубка радиатора.

7. Ослабьте хомут крепления подводящего шланга...

8. ...и отсоедините шланг от верхнего патрубка радиатора.

9. Выверните болт крепления кронштейна трубки кондиционера к раме радиатора...

10. ...и сдвиньте кронштейн в сторону.

Примечание:
Для наглядности дальнейшие операции показаны со снятым передним бампером.

11. Подденьте отверткой и отсоедините фиксатор троса капота от рамы радиатора.

12. Выверните болт крепления звукового сигнала к раме радиатора...

13. ...и снимите его.

14. Отсоедините наконечники проводов от звукового сигнала.

15. Выверните два болта А крепления замка капота и болт Б крепления стойки рамы радиатора.

16. Выверните болт крепления вентилятора конденсора системы кондиционирования к раме радиатора.

17. Выверните два болта крепления конденсора кондиционера к раме радиатора.

Примечание:
Для наглядности стойка рамы радиатора снята.

18. Выверните по два болта крепления рамы радиатора к кузову с каждой стороны...

19. ...и снимите ее.

Примечание:

Места расположения болтов крепления рамы радиатора.

20. Извлеките кронштейны радиатора из нижних отверстий крепления и снимите радиатор в сборе с электровентилятором и расширительным бачком.

21. Сожмите пассатижами ушки хомута, сдвиньте хомут с места крепления...

22. ...и отсоедините пароотводящий шланг от патрубка расширительного бачка.

23. Извлеките пароотводящий шланг из фиксаторов на расширительном бачке.

24. Сожмите пассатижами ушки хомута, сдвиньте хомут с места крепления...

25. ...отсоедините пароотводящий шланг от патрубка радиатора и снимите его.

26. Выверните три винта крепления расширительного бачка к кожуху вентилятора...

27. ...и снимите его.

28. Выверните четыре болта крепления кожуха электровентилятора к радиатору...

23. ...и снимите электровентилятор в сборе с кожухом с радиатора системы охлаждения.

30. Снимите подушки верхнего крепления радиатора...

31. ...и осмотрите их. Сильно деформированные или затвердевшие подушки замените.

32. Снимите подушки нижнего крепления радиатора...

33. ...и осмотрите их. Сильно деформированные или затвердевшие подушки замените.

34. Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора есть трещины, замените радиатор.

35. Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите его патрубки, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа и опустите в емкость с водой не менее чем на 30 с. Негерметичность радиатора определяют по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не помещается в емкость целиком, проверяйте его последовательно со всех сторон.

36. Установите радиатор в порядке, обратном снятию.

Полезные советы:
Для того чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой шлангов смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.

37. Залейте охлаждающую жидкость.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОРА РАДИАТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ В СБОРЕ С КОЖУХОМ

Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с крестообразным лезвием.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Слейте охлаждающую жидкость из радиатора (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

3. Отсоедините шланг от верхнего патрубка радиатора (см. «Замена радиатора системы охлаждения»).

4. Отожмите фиксаторы и разъедините колодки проводов электровентилятора системы охлаждения двигателя.

5. Выверните четыре болта крепления кожуха электровентилятора к радиатору охлаждения...

6. ...и снимите электровентилятор в сборе с кожухом.

Примечание:

Места расположения болтов крепления кожуха электровентилятора.

Примечание:
Замена электродвигателя вентилятора радиатора системы охлаждения описана в разд. 10 «Электрооборудование», подраздел «Снятие и установка электродвигателя вентилятора радиатора системы охлаждения»).

7. Установите электровентилятор в сборе с кожухом в порядке, обратном снятию.

8. Залейте охлаждающую жидкость.

ЗАМЕНА ВОДЯНОГО НАСОСА

Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», отвертка с плоским лезвием.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

3. Снимите ремни приводов вспомогательных агрегатов двигателя (см. «Проверка, регулировка и замена ремней приводов вспомогательных агрегатов»).

4. Удерживая шкив привода водяного насоса от проворачивания, выверните четыре болта крепления...

5. ...и снимите шкив.

6. Снимите средний кожух ремня привода газораспределительного механизма (см, «Замена ремня привода газораспределительного механизма»).

7. Выверните болт крепления направляющей маслоизмерительного щупа...

8. ...и снимите направляющую щупа со щупом.

Примечание:
Для наглядности ремень привода газораспределительного механизма и натяжной ролик ремня ГРМ сняты.

9. Выверните семь болтов крепления водяного насоса к блоку цилиндров.

10, Снимите водяной насос и уплотнительную прокладку.

11. Ослабьте хомут крепления патрубка...

12. ...отсоедините от патрубка и снимите заднюю крышку водяного насоса.

13. Подденьте уплотнительное кольцо задней крышки водяного насоса...

14. ...и снимите кольцо с блока цилиндров.

Предупреждение:
Уплотнительное кольцо корпуса водяного насоса при каждом снятии обязательно заменяйте новым независимо от его состояния.

15. Установите водяной насос в порядке, обратном снятию.

16. Установите остальные ранее снятые детали в порядке, обратном снятию.

17. Залейте охлаждающую жидкость.

ЗАМЕНА ТЕРМОСТАТА

Необходимость в замене термостата может возникнуть при нестабильном температурном режиме двигателя: перегреве или недостаточном прогреве.

Для проверки термостата на автомобиле пустите холодный двигатель и потрогайте отводящий шланг радиатора - он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 82 “С, шланг должен начать быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции жидкости по большому контуру. Если этого не происходит, а датчик температуры охлаждающей жидкости исправен, замените термостат.

Вам потребуется: ключ «на 8», отвертка с крестообразным лезвием.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус » аккумуляторной батареи.

2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения (см, «Замена охлаждающей жидкости»).

3. Выверните два болта крепления крышки термостата к водораспределительной коробке.

4. Отведите крышку термостата от водораспределительной коробки.

5. Извлеките термостат из водораспределительной коробки.

Примечание:

Так выглядит снятый с автомобиля термостат. Обратите внимание на его маркировку, чтобы при замене приобрести такой же.

6. Подденьте уплотнительное кольцо...

7. ...и снимите его.

8. Для проверки опустите термостат в емкость с водой, подогретой до 78-80 ’С. Постепенно нагревая воду, следите за температурой начала открытия клапана термостата.

Примечание:
Термостат системы охлаждения считается исправным при следующих условиях:

- температура начала открытия клапана - (82+2) "С;
- температура полного открытия клапана - 95 °С.

 

9. Установите термостат.

10. Установите крышку термостата, очистив привалочные поверхности крышки и водораспределительной коробки от окислов и загрязнений.

11. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы воздушные пробки.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ВОДОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ КОРОБКИ

Вам потребуются: отвертка с крестообразным лезвием, ключи «на 10» и «на 13».

1. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

2. Ослабьте хомут крепления шланга...

3. ...и отсоедините шланг отопителя от верхнего патрубка.

4. Аналогично отсоедините нижний шланг отопителя от нижнего патрубка водораспределительной коробки.

5. Ослабьте хомут крепления отводящего шланга охлаждающей жидкости...

6. ...и отсоедините шланг.

7. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.

8. Отверните две гайки А шпилек крепления и выверните болт Б крепления водораспределительной коробки к головке блока цилиндров.

9. Снимите водораспределительную коробку со шпилек крепления.

10. Ослабьте хомуты и отсоедините шланги подогрева дроссельного узла.

11. Снимите водораспределительную коробку в сборе с термостатом.

12. Удалите остатки герметик-прокладки, нанесите герметик ровным валиком, как показано на фото, и установите водораспределительную коробку в порядке, обратном снятию.

13. Залейте охлаждающую жидкость.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА РАСШИРИТЕЛЬНОГО БАЧКА

Вам потребуются: отвертка с крестообразным лезвием, пассатижи.

Примечание:
Для наглядности все операции показаны на снятом радиаторе системы охлаждения. Если в бачке есть охлаждающая жидкость, сначала снимите бачок, откройте пробку и слейте жидкость, после чего отсоедините шланг.

1. Сожмите пассатижами ушки хомута, сдвиньте хомут с места крепления...

2. ...и отсоедините пароотводящий шланг от патрубка расширительного бачка.

3. Извлеките пароотводящий шланг из держателей на расширительном бачке.

4. Выверните три винта крепления расширительного бачка к кожуху вентилятора...

 

5. ...и снимите бачок.

 

6. Установите расширительный бачок в порядке, обратном снятию.

7. Залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

ЗАМЕНА КРАНА ОТОПИТЕЛЯ САЛОНА

Вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.

1. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения (см, «Замена охлаждающей жидкости»).

2. Ослабьте крепление хомута и сдвиньте его по шлангу...

3. ...и отсоедините подающий шланг от патрубка крана.

4. Ослабьте хомут крепления отводящего шланга...

5. ...и снимите кран отопителя салона.

6. Установите кран отопителя салона в порядке, обратном снятию.

7. Залейте охлаждающую жидкость.

Содержание

.