РусскийУкраїнськаВремя работы: Пн-Пт: 9.00-18.00, Сб: 9.00-15.00, Вс: выходной

Замена деталей уплотнения двигателя

ЗАМЕНА ПРОКЛАДОК КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

Вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвием, пассатижи, ключи «на 8» и «на 10».

1. Сожмите пассатижами ушки хомута крепления шланга малого контура системы вентиляции картера, сдвиньте хомут по шлангу...

2. ...и отсоедините шланг от штуцера крышки головки блока цилиндров.

3. Сожмите пассатижами ушки хомута крепления шланга большого контура системы вентиляции картера, сдвиньте хомут по шлангу...

4. ...и отсоедините шланг от штуцера крышки головки блока цилиндров.

5. Снимите наконечники со свечей зажигания и отведите провода высокого напряжения в сторону.

6. Подденьте отверткой фиксатор держателя жгута проводов...

7. ...и отведите жгут проводов в сторону.

8. Отверните четыре гайки крепления крышки головки блока цилиндров.

9. Подденьте отверткой...

10. ...и снимите шайбы

11. Подденьте отверткой.

12. Снимите крышку с головки блока цилиндров.

13. Извлеките прокладку из паза крышки головки блока цилиндров.

14, Подденьте отверткой и отогните ушки фиксации прокладки свечного колодца.

15. Подденьте отверткой и извлеките прокладку свечного колодца из паза крышки головки блока цилиндров.

16. Аналогично извлеките остальные прокладки свечных колодцев.

17. Очистите от остатков масла пазы крышки и привалочную поверхность головки блока цилиндров.

18. Установите новые прокладки.

19. Установите все детали в порядке, обратном снятию.

ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть и вследствие коробления головки блока из-за перегрева.

Вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвием, пассатижи, ключи «на 8», «на 10», «на 12», «на 13», «на 16», «на 25», «на 27», торцовая многогранная головка «на 14».

1. Снизьте давление в системе питания (см, «Снижение давления в системе питания двигателя»).

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Слейте жидкость из радиатора охлаждения двигателя.

4. Выверните болт сливного отверстия и слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров.

Примечание:

Так расположен болт сливного отверстия в блоке цилиндров.

5. Сожмите пассатижами ушки хомута, сдвиньте его по шлангу...

6. ...и отсоедините шланг от верхнего патрубка водораспределительной коробки.

7. Аналогично отсоедините шланг от нижнего патрубка водораспределительной коробки.

В. Ослабьте хомут крепления отводящего шланга системы охлаждения...

9. ...и отсоедините шланг.

10. Аналогично отсоедините подводящий шланг системы охлаждения двигателя.

11. Сожмите фиксатор...

12. ...и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.

13. Сожмите пассатижами ушки хомутов, сдвиньте их по шлангам...

14. ...и отсоедините шланги подогрева дроссельного узла от патрубков водораспределительной коробки.

15. Снимите впускной коллектор (см. «Замена прокладки впускного коллектора»).

16. Снимите выпускной коллектор (см. «Снятие и установка выпускного коллектора»).

17. Снимите модуль зажигания (см. «Снятие и установка модуля зажигания»).

18. Выверните и снимите верхний болт крепления генератора (см. «Снятие и установка генератора»).

19. Подденьте отверткой фиксатор держателя жгута проводов...

20. ...и отведите жгут проводов в сторону.

21. Ослабьте натяжение ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления (см. «Проверка, регулировка и замена ремней приводов вспомогательных агрегатов»).

22. Выверните два болта крепления и отведите кронштейн крепления насоса гидроусилителя рулевого управления в сторону.

23. Снимите ремень привода газораспределительного механизма (см, «Замена ремня привода газораспределительного механизма»).

24. Выверните болт крепления кронштейна направляющей...

25. ...и снимите направляющую маслоизмерительного щупа вместе с щупом.

26. Сожмите фиксатор...

27. ...и отсоедините колодку жгута проводов от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.

28. Отверните две верхние гайки крепления патрубка системы охлаждения.

29. Сожмите пассатижами ушки хомута, сдвиньте его по шлангу...

30. ...и снимите патрубок.

31. Снимите правую опору подвески силового агрегата (см, «Замена правой опоры подвески силового агрегата»).

32. Снимите распределительные валы (см. «Снятие и установка распределительных валов»).

Примечание:
Снимая толкатели клапанов положите их в строгой последовательности или отметьте их во избежание их обезличивания, так как они отрегулированы под определенный клапан.

33. Извлеките из гнезд головки блока цилиндров толкатели клапанов.

Рис. 5.4. Порядок выворачивания болтов крепления голонки блока цилиндров
Рис. 5.4. Порядок выворачивания болтов крепления голонки блока цилиндров

34. Для предотвращения коробления головки выворачивайте болты крепления головки блока по 1/3 оборота в порядке, указанном на рис. 5.4, до полного ослабления. Извлеките их вместе с шайбами и снимите головку блока.

35. Снимите прокладку головки блока цилиндров. Очистите привалочные поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров.

36. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

- удалите из резьбовых отверстой болтов крепления головки масло и (или) охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;

- обязательно установите новую прокладку головки, повторное использование прокладки не допускается;

- замените болты новыми;

- смажьте болты чистым моторным маслом;

Примечание:
Болты длиной 90 мм устанавливаются со стороны впускного коллектора, а болты длиной 108 мм - со стороны выпускного коллектора.

37. Установите и постепенно затяните в несколько проходов болты крепления головки блока цилиндров с окончательным моментом 100 Н-м в порядке, указанном на рис. 5.5.

Рис. 5.5. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Рис. 5.5. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

38. Установите все ранее снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.

ЗАМЕНА УПЛОТНЕНИЯ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА

Масляный картер установлен на герметик, какая-либо прокладка отсутствует. При утечке масла через уплотнение масляного картера и блока цилиндров подтяжка болтов крепления не приведет к желаемому результату. Необходимо снять масляный картер и заменить его уплотнение.

Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», отвертка с плоским лезвием.

1. Снимите правый брызговик двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя»).

2. Снимите приемную трубу (см. «Снятие и установка приемной трубы»).

3. Слейте масло из масляного картера.

4. Выверните болты крепления масляного картера.

5. Подденьте масляный картер...

6. ...и снимите его с двигателя.

7. Очистите от старого герметика сопрягаемые поверхности блока цилиндров и масляного картера.

8. Нанесите на привалочную поверхность масляного картера герметик валиком диаметром 3 мм, линия нанесения герметика должна проходить с внутренней стороны крепежных отверстий на расстоянии 1 мм от внутренней стенки масляного картера.

9. Через 15 мин после нанесения герметика установите масляный картер на блок цилиндров, вверните болты крепления картера, затяните их равномерно за несколько проходов и окончательно затяните моментом 8 Н-м.

10. Залейте масло в двигатель.

Примечание:
Заливать масло и пускать двигатель можно не ранее чем через один час после установки масляного картера - это время необходимо для полимеризации герметика.

11. Установите приемную трубу и брызговик двигателя.

ЗАМЕНА САЛЬНИКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ

Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», «на 15», «на 27» и отвертка с плоским лезвием.

1. Снимите ремень привода газораспределительного механизма со шкива распределительного вала (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма»),

2. Удерживая ключом распределительный вал от проворачивания, выверните болт крепления шкива распределительного вала выпускных клапанов.

3. Снимите шкив распределительного вала выпускных клапанов.

4. Выверните два болта крепления крышки переднего подшипника...

5. ...и снимите крышку.

6. Снимите сальник.

7. Смажьте рабочую кромку нового сальника моторным маслом и установите его на распределительный вал выпускных клапанов, сориентировав рабочей кромкой внутрь головки блока цилиндров.

8. Установите все снятые детали в порядке, обратном снятию.

ЗАМЕНА САЛЬНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

При обнаружении следов утечки масла через сальники коленчатого вала сначала проверьте, не засорена ли система вентиляции картера и не пережаты ли ее шланги, при необходимости устраните неисправности. Если течь масла не прекратится, замените сальники.

Признаком необходимости замены переднего сальника коленчатого вала является течь масла через его кромку. Масло разбрызгивается вращающимся шкивом коленчатого вала, вследствие чего замасленными оказывается вся правая часть двигателя.

Вам потребуются: ключи «на 8», «на 13», «на 15», отвертка с плоским лезвием.

Передний сальник коленчатого вала замените следующим образом.

1. Снимите правое переднее колесо.

2. Снимите ремень привода газораспределительного механизма (для наглядности показано на снятом двигателе) (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма»).

3. Снимите зубчатый шкив коленчатого вала...

4. ...и дистанционную шайбу.

5. Подденьте отверткой и извлеките сальник из корпуса масляного насоса.

Примечание:
Если отверткой извлечь сальник не удается, можно ввернуть в обойму сальника два винта и с помощью пассатижей извлечь сальник.

6. Смажьте рабочую кромку нового сальника моторным маслом и установите его в сорпус масляного насоса, сориентировав :абочей кромкой внутрь двигателя.

7. Запрессуйте сальник до упора с помощью оправки подходящего диаметра.

Примечание:
В качестве оправки можно использовать головку из набора инструментов подходящего диамера или старый сальник.

8. Установите все снятые детали в порядке обратном снятию. Задний сальник замените в следующем порядке. 1. Снимите коробку передач (см.«Снятие и установка коробки передач») и сцепление (см. «Снятие и установка сцепления»).

2. Снимите маховик (см. «Снятие, дефектовка и установка маховика»).

3. Выверните два болта крепления защитной крышки картера сцепления...

4. ...и снимите крышку.

5. Подденьте отверткой и извлеките сальник из места установки.

Примечание:
Если отверткой извлечь сальник не удается, можно ввернуть в обойму сальника два винта и с помощью пассатижей извлечь сальник.

6. Смажьте рабочую кромку нового сальника моторным маслом, установите его, сориентировав рабочей кромкой внутрь двигателя, и запрессуйте сальник до упора с помощью оправки. В качестве оправки можно использовать отрезок тонкостенной трубы или головку подходящего диаметра.

7. Установите снятые узлы и детали в порядке, обратном снятию.

ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ ВПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 13», «на 16», отвертки с плоским и крестообразным лезвием, бокорезы, пассатижи.,/p>

1. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления в системе питания двигателя»).

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Сожмите фиксатор...

4. ...и отсоедините колодку жгута проводов датчика абсолютного давления во впускном коллекторе.

5. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки (см. «Замена троса привода дроссельной заслонки»).

6. Отсоедините воздуховод от дроссельного узла (см. «Снятие и установка дроссельного узла»).

7, Сожмите фиксатор...

8. ...и отсоедините колодку жгута проводов от датчика 1 (рис. 5.6) положения дроссельной заслонки.

 

9. Подденьте отверткой фиксатор...

 

10. ...и отсоедините колодку жгута проводов от регулятора холостого хода.

11. Снимите дроссельный узел (см. «Снятие и установка дроссельного узла»).

Рис. 5.6. Впускной коллектор
Рис. 5.6. Впускной коллектор: 1 - датчик положения дроссельной заслонки; 2 - дроссельный узел; 3 - сектор привода дроссельной заслонки; 4 - штуцер шланга электромагнитного клапана продувки адсорбера; 5 - кронштейн крепления троса привода дроссельной заслонки; 6 - датчик абсолютного давления во впускном коллекторе; 7 - штуцер шланга вакуумного усилителя тормозов; 8 - штуцер шланга регулятора давления в топливной рампе; 9 - штуцер шланга малого контура вентиляции картера; 10 - регулятор давления топлива; 11 - топливная рампа; 12 - патрубок топливной рампы; 13 - форсунки; 14 - впускные каналы

12. Сожмите пассатижами хомут крепния шланга малого контура вентиляции картера, сдвиньте хомут по шлангу...

13. ...и отсоедините шланг от впускного коллектора.

14. Сожмите фиксатор...

15. ...и отсоедините колодку жгута проводов от форсунки.

16. Аналогично отсоедините остальные колодки жгутов проводов от форсунок.

17. Сожмите фиксатор...

18.... и отсоедините колодку жгута проводов от клапана продувки адсорбера.

19. Отведите жгут проводов в сторону.

20. Сожмите пассатижами хомут крепления шланга электромагнитного клапана продувки адсорбера и сдвиньте его по шлангу.

21. Отсоедините шланг электромагнитного клапана продувки адсорбера от штуцера на впускном коллекторе.

Примечание:
Для наглядности дальнейшие операции показаны со снятой топливной рампой.

22. Отверните две гайки А и выверните три болта Б сверху.

23. Выверните болт крепления кронштейна к коллектору...

24. ...выверните болт крепления кронштейна впускного коллектора к блоку цилиндров...

25. ...и снимите кронштейн крепления впускного коллектора.

26. Отверните гайку А и выверните болт Б крепления держателей трубопроводов...

27. ...и отведите трубопроводы в сторону.

28. Отверните две гайки крепления короба жгута проводов...

29. ...и отведите его в сторону.

30. Выверните четыре болта нижнего крепления впускного коллектора к головке блока цилиндров.

31. При помощи бокорезов снимите хомут топливоподающего трубопровода к топливной рампе...

32. ...и отсоедините топливопровод от патрубка топливной рампы.

Примечание:
На топливоподающем трубопроводе установлен обжимной хомут одноразового применения, При сборке установите новый хомут и обожмите его бокорезами, чтобы он надежно фиксировал топливопровод.

33. При помощи бокорезов снимите хомут...

34. ...и отсоедините шланг от патрубка регулятора давления топлива.

Примечание:
На возвратном топливопроводе установлен обжимной хомут одноразового применения. При сборке установите новый хомут и обожмите его бокорезами, чтобы он надежно фиксировал топливопровод.

35. Снимите впускной коллектор.

36. Снимите прокладку впускного коллектора.

37. Установите новую прокладку и остальные детали в порядке, обратном снятию.

ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ ВЫПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА

Между фланцами головки блока цилиндров и выпускного коллектора установлена уплотнительная прокладка.

При нарушении герметичности этой прокладки происходит прорыв отработавших газов наружу, сопровождающийся характерным резким звуком (коллектор «сечет»). Если не удается устранить неисправность подтяжкой крепления выпускного коллектора, замените прокладку- Замена прокладки описана в процессе снятия и установки выпускного коллектора (см. «Снятие и установка выпускного коллектора»).

ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ

Внешним признаком износа маслосъемных колпачков является кратковременное появление голубого дыма из выхлопной трубы после пуска двигателя, а также при торможении двигателем после длительного движения под нагрузкой. При этом постоянного дымления обычно не наблюдается. Косвенные признаки - увеличенный расход масла при отсутствии внешних течей и замасленные электроды свечей зажигания.

Вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвием, пассатижи, ключи «на 8», «на 10», «на 12», «на 13», «на 15», «на 25», «на 27», а также пинцет (или намагниченная отвертка) для извлечения сухарей из тарелок пружин клапанов...

...приспособление для сжатия пружин клапанов...

...клещевой...

...или инерционный съемник маслосъемных колпачков. При отсутствии такого съемника потребуются пассатижи для снятия колпачков и оправка подходящего диаметра для их напрессовки на направляющие втулки клапанов.

1. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

Примечание:
При наличии достаточного опыта замена маслосъемных колпачков возможна без снятия головки блока цилиндров. При замене колпачков 1-го и 4-го цилиндров установите поршень 1 -го цилиндра в положение ВМТ, При замене колпачков 2-го и 3-го цилиндров установите поршень 1 -го цилиндра в положение НМТ.

2. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов. Сожмите приспособлением пружину одного из клапанов и с помощью пинцета или намагниченной отвертки извлеките из тарелки пружины два сухаря. Затем снимите приспособление.

Полезные советы:
Если усилие перемещения рычага приспособления значительно увеличивается, а сухари не выходят из проточки клапана, нанесите легкий удар молотком по тарелке пружины, чтобы сухари освободились.

3. Снимите тарелку пружины...

4. ...и извлеките пружину.

5. Спрессуйте маслосъемный колпачок с направляющей втулки клапана.

Предупреждение:
При отсутствии приспособления для снятия олпачков аккуратно снимите их пассатижами. Усилие нужно прикладывать строго вверх и не проворачивать колпачки, чтобы не повредить направляющие втулки клапанов. Применение для этой цели двух отверток запрещено.

Полезные советы:
Если в комплект новых колпачков входит установочная втулка, наденьте ее на стержень клапана, чтобы предохранить от повреждений рабочую кромку колпачка острыми краями проточек под сухари на стержне клапана.

6. Окуните новый маслосъемный колпачок в моторное масло и вставьте его в оправку.

7. Осторожно запрессуйте колпачок до упора.

8. Установите пружины и тарелки пружин.

9. Сжимая пружину приспособлением, установите сухари так, чтобы они встали в проточки стержня клапана.

Полезные советы:
После установки сухарей и снятия приспособления для сжатия клапанных пружин нанесите несколько несильных ударов молотком по торцу стержня клапана, чтобы сухари гарантированно зафиксировались в проточке стержня. Если установленные с перекосом сухари останутся незафиксированными, при пуске двигателя «рассухаренный» клапан провалится в цилиндр, что приведет к серьезной поломке двигателя.

10. Установите все снятые детали в порядке, обратном снятию.

Содержание

.