РусскийУкраїнськаВремя работы: Пн-Пт: 9.00-18.00, Сб: 9.00-15.00, Вс: выходной

Система смазки

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Система смазки двигателя комбинированная: наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные - разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопрягаемыми деталями. Давление в системе смазки создается роторным масляным насосом, установленным снаружи в передней части блока цилиндров и приводимым в действие от коленчатого вала.

Насос всасывает масло из масляного картера двигателя через маслоприемник с сетчатым фильтром и через полнопоточный масляный фильтр с фильтрующим элементом из пористой бумаги подает его в главную масляную магистраль, расположенную в теле блока цилиндров с левой стороны. От главной магистрали отходят каналы подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала. Масло к шатунным подшипникам подается через каналы, выполненные в теле коленчатого вала, и далее по каналам в стержнях шатунов к отверстиям в их верхней части, через которые разбрызгивается на стенки цилиндров и днища поршней. От главной масляной магистрали отходит вертикальный канал подвода масла к распределительным валам.

Подшипники распределительных валов смазываются маслом, поступающим из центральных осевых каналов распределительных валов через радиальные отверстия. Излишнее масло сливается из головки блока в масляный картер через вертикальные дренажные каналы.

ЗАМЕНА МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ И МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА

Согласно рекомендации завода-изготовителя масло в двигателе следует заменять через 10 тыс. км пробега.

Вам потребуются: моторное масло, масляный фильтр, обтирочная ткань, емкость (не менее 4,5 л) для сливаемого масла, ключ «на 14», специальное приспособление для отворачивания масляного фильтра.

Полезные советы:
Масло сливайте после поездки, пока двигатель еще не остыл и масло обладает наибольшей текучестью. Если двигатель холодный, пустите и прогрейте его до рабочей температуры.
Заливайте масло той же марки, что и у масла, которое было в двигателе. Если вы все же решили сменить марку масла, промойте систему смазки промывочным маслом или маслом той марки, которая будет использоваться. Для этого после слива старого масла залейте новое до нижней метки маслоизмерительного щупа. Пустите двигатель и дайте ему поработать 10 мин на холостом ходу. Слейте масло и только после этого замените масляный фильтр. Теперь можете залить новое масло до требуемого уровня (до верхней метки на щупе).

Предупреждение:

Не сливайте отработанное масло на землю - не загрязняйте окружающую среду!

1. Поверните пробку маслоналивной горловины против часовой стрелки...

2. ...и снимите ее.

3. Очистите пробку сливного отверстия в поддоне масляного картера двигателя.

4. Ослабьте ключом затяжку пробки сливного отверстия...

5. ...выверните пробку, предварительно подставив емкость для сливаемого масла...

6. ...и слейте масло.

Предупреждение:
Будьте осторожны: масло горячее!

Примечание:

Проверьте состояние прокладки пробки сливного отверстия и при необходимости замените ее новой.

7. Отверните масляный фильтр и снимите его.

8. Если фильтр невозможно отвернуть руками без применения вспомогательного инструмента, ослабьте крепление масляного фильтра специальным приспособлением или ключом, и снимите фильтр.

Полезные советы:
Для отворачивания масляного фильтра пользуйтесь специальным приспособлением-ключом. Если такого ключа или специального инструмента нет, пробейте корпус фильтра отверткой и, используя ее как рычаг, отверните фильтр. Пробивайте фильтр как можно ближе ко дну, чтобы не повредить штуцер. Можно воспользоваться и свернутой вдвое полоской грубой наждачной бумаги, обернув ею фильтр и стронув его с места руками.

9. Тщательно протрите обтирочной тканью от грязи и старого масла привалочную поверхность фланца блока цилиндров.

10. Заполните новый фильтр примерно на 1/3 объема чистым моторным маслом.

11. Смажьте уплотнительное кольцо нового фильтра чистым моторным маслом.

12. Заверните фильтр на место руками без применения инструмента и доверните на 3/4 оборота с момента соприкосновения уплотнительного кольца фильтра и фланца блока цилиндров.

13. Вверните пробку сливного отверстия.

14. Залейте чистое моторное масло (см. «Проверка уровня и доливка масла в систему смазки»).

15. Заверните пробку маслоналивной горловины.

16. Пустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу несколько минут (сигнализатор аварийного падения давления масла должен погаснуть через 2-3 с после пуска двигателя). Во время работы двигателя проверьте, нет ли потеков масла из-под пробки сливного отверстия и масляного фильтра. Остановите двигатель, проверьте уровень масла, при необходимости долейте масло, подтяните пробку и фильтр.

СНЯТИЕ, ДЕФЕКТОВКА И УСТАНОВКА МАСЛЯНОГО НАСОСА

Вам потребуются: отвертка с крестообразным лезвием, ключи «на 8» и «на 10», штангенциркуль, микрометр, набор плоских щупов.

1. Снимите правый брызговик двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя»).

2. Слейте масло из масляного картера двигателя (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).

3. Снимите ремни приводов вспомогательных агрегатов (см. «Проверка, регулировка и замена ремней приводов вспомогательных агрегатов»).

4. Снимите ремень привода газораспределительного механизма и натяжной ролик (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма»).

Примечание:
Для наглядности работа показана на снятом двигателе.

5. Снимите зубчатый шкив коленчатого вала...

6. ...и дистанционную шайбу.

7. Снимите масляный картер (см. «Замена уплотнения масляного картера»).

8. Выверните два болта крепления держателя маслоприемника к блоку цилиндров.

9. Отверните две гайки крепления патрубка маслоприемника к масляному насосу.

10. Снимите маслоприемник и уплотнительную прокладку маслоприемника. При каждом снятии заменяйте прокладку новой.

11. Выверните болт крепления направляющей маслоизмерительного щупа уровня масла...

12. ...и снимите направляющую со щупом.

13. Выверните семь болтов крепления масляного насоса.

14. Снимите масляный насос.

15. Отделите и удалите герметик-прокладку корпуса масляного насоса острым инструментом.

16. Выверните пять винтов крепления крышки масляного насоса...

17. ...и снимите крышку.

18. Извлеките из корпуса ведущую...

19. ...и ведомую шестерни масляного насоса.

20. Проверьте шестерни на наличие выкрашиваний металла, задиры и износ зубьев. Замените поврежденные шестерни или шестерни с заметным усиленным односторонним износом зубьев.

21. Проверьте осевой зазор между торцами шестерен и плоскостью крышки насоса. Это можно сделать двумя способами.

22. При первом способе измерьте толщину ведущей...

23. ...и ведомой шестерен...

24. ...а также глубину расточки в корпусе под шестерни. Рассчитайте осевой зазор как разность среднеарифметического значения глубины расточки и толщины шестерен.

25. При втором способе установите в корпус ведомую шестерню, поставьте металлическую линейку (или штангенциркуль) торцом на корпус и измерьте щупом зазор между корпусом и линейкой.

26. Аналогично измерьте осевой зазор ведущей шестерни.

27. Измеренные обоими способами максимально допустимые зазоры должны быть 0,045-0,100 мм для ведомой шестерни и 0,035-0,085 мм для ведущей.

28. Установите шестерни и крышку масляного насоса.

29. Нанесите на поверхность сопряжения герметик ровным валиком, как показано на фото.

30. Установите масляный насос и все ранее снятые детали в порядке, обратном снятию.

Предупреждение:
Пускать двигатель после установки масляного насоса можно не ранее чем через один час - это время необходимо для полимеризации герметика.

Полезные советы:
После установки нового или отремонтированного масляного насоса рекомендуем заменить масляный фильтр и масло в двигателе.

Содержание

.