РусскийУкраїнськаВремя работы: Пн-Пт: 9.00-18.00, Сб: 9.00-15.00, Вс: выходной

Ремонт двигателя

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДЕТАЛЕЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОИ ГРУППЫ

1. Снимите двигатель с автомобиля (см. «Снятие и установка двигателя»).

2. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

3. Снимите масляный картер (см. «Замена уплотнения масляного картера»).

4. Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень оказался в нижней мертвой точке (НМТ).

5. Отверните дзе гайки 12 (рис. 5.10) крепления крышки 11 шатуна 9.

6. Снимите крышку шатуна. Если снятие крышки затруднено, предварительно строньте ее несильными ударами молотка.

Предупреждение:
Номер цилиндра выбит на боковой поверхности крышки. Крышки обрабатываются в сборе с шатуном, поэтому они невзаимозаменяемые. Промаркируйте шатун и крышку шатуна номером цилиндра, чтобы не перепутать их при сборке.

7. Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра и осторожно выньте поршень с шатуном из цилиндра. Следите за тем, чтобы нижняя головка шатуна не касалась зеркала цилиндра, иначе можно повредить зеркало. Аналогично снимите остальные поршни.

Рис. 5.10. Детали шатунно-поршневой группы
Рис. 5.10. Детали шатунно-поршневой группы: 1 - коленчатый вал; 2 - верхний вкладыш верхнего коренного подшипника; 3, го - упорные полукольца; 4 - верхнее компрессионное кольцо; В - нижнее компрессионное кольцо; 6 - маслосъемные кольца; 8 - поршень; 7 - поршневой палец; 9 - шатун; 10 - шатунные вкладыши; 11 - крышка шатуна; 12 - гайки крепления крышки шатуна; 13-17 - крышки коренных подшипников; 18 - болты крепления крышек коренных подшипников; 19 - нижний акладыш коренного подшипника

Примечание:
Если предполагается снять поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке.

8. Выньте вкладыши из шатуна и из его крышки. Если вкладыши остались на коленчатом валу, снимите их с вала. Если не предполагается замена вкладышей, при снятии промаркируйте их на нерабочей поверхности относительно шатунов и крышек.

9. При необходимости замены снимите поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, снимите кольца с поршня, аккуратно разведя их замки.

Предупреждение:
Не разводите замки поршневых колец больше, чем это требуется для их снятия. В противном случае возможны нарушения геометрии или даже поломка колец.

10. Выпрессуйте поршневой палец из верхней головки шатуна и снимите поршень с шатуна.

Полезные советы:
Пометьте детали. Если детали не повреждены и мало изношены, их можно использовать, установив на прежние места.

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали шатунно-поршневой группы и блок цилиндров.

Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.

1. Очистите поршень от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.

2. Прочистите подходящим отрезком проволоки отверстия для стока масла в поршне, а также масляный канал в шатуне.

3. Проверьте зазоры между маслосъемным, компрессионными кольцами и канавками на поршне, предварительно очистив кольца и поршень от нагара. Номинальный зазор для компрессионных колец составляет 0,03-0,07 мм, предельно допустимый - 0,1 мм. Номинальный зазор для маслосъемного кольца 0,06-0,15 мм.

4 .Наиболее точно зазоры можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого измерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности, затем с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров больше предельно допустимого, замените поршень с кольцами.

5. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если кольцо новое)...

6. ...продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов, извлеките поршень...

...и измерьте щупом зазор в замке кольца.

Номинальный/предельно допустимый зазор в замке, мм:

0,14—0,28/0,8 - верхнее компрессионное кольцо

0,30-0,45/0,8 - нижнее компрессионное кольцо

0,20-0,70/1,0 - маслосъемное кольцо

Если зазор для первого компрессионного кольца меньше 0,3 мм, для второго - меньше 0,5 мм, а для маслосъемного кольца меньше 0,8 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.

7. Измерьте диаметр цилиндра в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (рис. 5.11) (В - вдоль, А - поперек блока цилиндров) и в трех поясах (на расстоянии 12 мм от верхней привалочной поверхности блока цилиндра, в средней и нижней частях цилиндра). Для этого необходим специальный измерительный прибор - нутромер. Овальность не должна быть больше 0,15 мм, а конусность - 0,1 мм. Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность и конусность превышают указанные значения, снимите двигатель с автомобиля, полностью разберите его и замените блок цилиндров.

Рис. 5.11. Схема измерения цилиндра
Рис. 5.11. Схема измерения цилиндра

8. Проверьте отклонение от плоскостности привалочной поверхности блока цилиндров двигателя. Приложите штангенциркуль (или линейку) к поверхности:

- в середине блока;

- в продольном и поперечном направлениях;

- по диагоналям плоскости.

В каждом положении определите плоским щупом зазор между линейкой и поверхностью. Это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,05 мм, замените блок.

9. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Класс поршня нанесен на его верхнюю часть, а класс цилиндров - на правую стенку блока цилиндров между вторым и третьим цилиндрами.

10. Поршневые пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.

11. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.

12. Замените шатуны, у которых обнаружены следующие дефекты:

- деформация шатуна;

- задиры и глубокие царапины во втулке верхней головки шатуна;

- шатунные вкладыши провернулись в нижней головке шатуна.

Предупреждение:
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому разукомплектовывать их запрещается.

13. Осмотрите вкладыши. Если на их рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.

14. Измерьте нутромером внутренний диаметр Dв нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях:

- вдоль шатуна;

- под углом 45° по часовой и против часовой стрелки к предыдущему направлению.

Определите эллипсность нижней головки шатуна, для чего из большего измеренного значения надо вычесть меньшее. Если эллипсность больше 0,05 мм, замените шатун вместе с крышкой.

15. Проверьте с помощью специальной раздавливаемой калибровочной проволоки зазоры между вкладышами шатунных подшипников и соответствующими шейками коленчатого вала.

 

Примечание:

Принцип измерения зазора заключается в раздавливании специальной пластиковой калибровочной проволоки и измерении ширины полученного отпечатка.

Для измерения зазора между шейкой вала и вкладышами используется отрезок калибровочной проволоки, длина которого на 2 мм короче, чем ширина вкладыша.

Калибр располагают в осевом направлении на шейке вала...

...и накрывают крышкой с установленным вкладышем. Чтобы калибр не сдвинулся в момент установки крышки, его можно приклеить к шейке вала тонким слоем консистентной смазки.

Затягивают гайки крышки установленным моментом. После этого отворачивают гайки и аккуратно снимают крышку с вкладышем.

Используя специальный измерительный шаблон, определяют ширину отпечатка расплющенной калибровочной проволоки. Отпечаток может остаться на шейке вала А...

...или вкладыше Б. По специальной таблице пересчета, нанесенной на шаблон, определяют зазор в соединении.

16. Если специальной калибровочной проволоки нет, можно воспользоваться механическими измерительными приборами.

Для этого измерьте штангенциркулем толщину Т шатунных вкладышей.

17. Измерьте микрометром диаметр Dн шатунной шейки коленчатого вала.

Номинальные диаметры шатунных шеек коленчатого вала разбиты на три класса:

- класс 1 (Dн = 47,960-47,954 мм);

- класс 2 (Dн = 47,954-47,948 мм);

- класс 3 (Dн = 47,948-47,942 мм).

18. Рассчитайте зазор г между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле г = Оа - 2Т - 0„. Номинальный расчетный зазор составляет 0,018—0,045 мм. Предельно допустимый зазор равен 0,1 мм.

Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.

Если зазор больше предельно допустимого, нужно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины, подходящего класса.

Примечание:
На торцовую поверхность шатунных вкладышей классов 1 и 3 нанесена маркировка, различающаяся по цвету: вкладыши класса 1 маркируют черной краской, класса 3 - зеленой. Вкладыши класса 2 не маркируются.

19. Вставьте шатун в поршень, смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун на том же приспособлении, на котором палец выпрессовывали, или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение. Направление запрессовки должно совпадать с направлением стрелки, нанесенной на верхнюю часть поршня.

20. Установите поршневые кольца на поршень.

Примечание:
Устанавливайте компрессионные кольца маркировкой вверх.

Рис. 5.12. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр
Рис. 5.12. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр: 1 - замок верхнего кольца составного маслосъемного кольца; 2 - замок верхнего компрессионного кольца; 3 - замок нижнего кольца составного маслосъемного кольца; 4 - замок нижнего компрессионного кольца и расширителя маслосъемного кольца; 5 - поршневой палец

21. Сориентируйте кольца, как показано на рис. 5.12. Установите кольца на остальные поршни.

22. Установите вкладыш в шатун, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.

23. Смажьте моторным маслом зеркало цилиндра, поршень, поршневые кольца и шатунный вкладыш.

24. Установите на поршень оправку для сжатия колец и, вворачивая винт, сожмите кольца.

25. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в ВМТ. Установите поршень цилиндра в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне.

26. Нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр до момента установки нижней головки шатуна на шатунную шейку коленчатого вала. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.

Примечание:
При установке поршней в цилиндры стрелки на поршнях должны быть направлены в сторону передней части двигателя.

Предупреждение:
При установке поршня плотно прижимайте приспособление для сжатия поршневых колец к блоку цилиндров, иначе поршневые кольца сломаются.
Устанавливайте поршень в цилиндр осторожно, чтобы нижней головкой шатуна не повредить шатунную шейку коленчатого вала.

27. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный выступ вкладыша с выемкой на крышке.

28. Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.

29. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала.

Предупреждение:
Крышку шатуна устанавливайте таким образом, чтобы метки на шатуне и на крышке, нанесенные при разборке, были расположены с одной стороны.

30. Установите болты крепления крышек шатунов. Болты затягивайте в следующем порядке:

- сначала моментом 17,7-21,6 Н'М;

- затем доверните болты на 88-92°.

31. Проверьте боковой зазор шатуна, он должен быть в пределах 0,10-0,25 мм. Предельно допустимый зазор составляет 0,35 мм. Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипа коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.

СНЯТИЕ, ДЕФЕКТОВКА И УСТАНОВКА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

1. Выверните болты крепления крышек шатунов и отсоедините головки шатунов от шатунных шеек коленчатого вала (см. «Снятие и установка деталей шатунно-поршневой группы»).

2. Снимите маховик.

3. Выверните болты 8 (рис. 5.13) крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке, обратном затяжке при установке (рис. 5.14).

4. Снимите крышки 7 (см. рис. 5.13) коренных подшипников.

5. Снимите коленчатый вал 2 и упорные полукольца 4 и 6 коленчатого вала.

6. Снимите вкладыши 1 и 3 с крышек и постелей коренных подшипников. Осмотрите вкладыши. Если на рабочей поверхности вкладышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.

Предупреждение:
Запрещается проводить какие-либо подгоночные операции на вкладышах.

7. Осмотрите коленчатый вал 2. Трещины не допускаются. На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении их замените вал.

8. Измерьте фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала по методике, изложенной для шатунных вкладышей (см. «Дефектовка деталей шатунно-поршневой группы и блока цилиндров»). Номинальный расчетный зазор составляет 0,018-0,045 мм, предельно допустимый зазор - 0,1 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор больше предельно допустимого, замените вкладыши на этих шейках новыми, подобрав их по классу номинального диаметра коренных шеек коленчатого вала.

9. Проверьте параллельность упорных буртиков средней коренной шейки коленчатого вала: если они непараллельны, вал погнут, и его надо заменить.

10. Промойте каналы коленчатого вала, для чего залейте в радиальные каналы бензин, предварительно затушив их с одной стороны деревянными пробками. Выдержите не менее 20 мин и промойте каналы бензином, впрыскивая его резиновой грушей или медицинским шприцем. Деревянные заглушки удалите после промывки соединительных каналов. При необходимости повторяйте промывку до начала вытекания чистого бензина.

Предупреждение:
Промывку каналов коленчатого вала проведите в хорошо проветриваемом помещение с использованием защитных средств. 11. Уложите в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников.

Примечание:
Вкладыши устанавливайте так, чтобы установочный усик вкладыша совместился с выемкой в постели.

12. Смажьте вкладыши моторным маслом.

13. Смажьте моторным маслом коренные шейки коленчатого вала.

14. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.

15. Установите упорные полукольца 4 и 6 (см. рис. 5.13) средней опоры коленчатого вала.

Примечание:
Переднее упорное полукольцо 4 устанавливают канавками в сторону передней части двигателя.

16. Уложите в крышки коренных подшипников нижние вкладыши, совместив усики вкладышей с выемками на крышках.

17. Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала.

Рис. 5.13. Блок цилиндров двигателя и коленчатый вал
Рис. 5.13. Блок цилиндров двигателя и коленчатый вал: 1 - нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 2 - коленчатый вал; 3 - верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 4 - переднее упорное полукольцо коленчатого вала; 5 - блок цилиндров; 6 - заднее упорное полукольцо коленчатого вала; 7 - крышка коренного подшипника коленчатого вала; 8 - болт крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала

18. Установите крышки коренных подшипников согласно порядковым номерам.

Предупреждение:
Для установки крышек подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана. Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.

19. Установите болты крышек, затяните болты моментом 17,7-21,6 Н-м в порядке, укаазанном на рис. 5.14.

Примечание:
Перед установкой болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала измерьте их длину от нижней части головки до торца. Если длина болта больше 75,3 мм, замените болт новым.

20. Доверните болты крепления крышек коренных подшипников на угол 88-92” в том же порядке.

21. Проверьте осевой зазор коленчатого вала (рис. 5.15), он должен составлять 0,05-0,25 мм. Предельно допустимый зазор 0,4 мм. Если зазор больше предельно допустимого значения, замените упорные полукольца коленчатого вала.

Рис. 5.14. Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала
Рис. 5.14. Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала

Рис. 5.15. Измерение осевого зазора коленчатого вала
Рис. 5.15. Измерение осевого зазора коленчатого вала

22. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

Содержание

.