РусскийУкраїнськаВремя работы: Пн-Пт: 9.00-18.00, Сб: 9.00-15.00, Вс: выходной

Особенности конструкции

Автомобиль Geely МК оснащают поперечно расположенным четырехтактным четырехцилиндровым бензиновым инжекторным 16-клапанным двигателем рабочим объемом 1,5 л (рис. 5.1-5.3). Технические характеристики двигателя приведены в табл. 5.1.

Примечание:
Рабочий объем двигателя (литраж) - один из важнейших конструктивных параметров (характеристик) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), выражаемый в литрах (л) или кубических сантиметрах (см3).
Рабочий объем двигателя в значительной степени определяет его мощность и другие рабочие параметры. Он равен сумме рабочих объемов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объем цилиндра определяется как произведение площади сечения цилиндра на длину рабочего хода поршня (от НМТ до ВМТ). По данному параметру различают длинноходные двигатели с длиной хода поршня, превышающей диаметр цилиндра, и короткоходные с ходом поршня меньше диаметра цилиндра.

Двигатель - с рядным вертикальным расположением цилиндров, жидкостного охлаждения.

Распределительный вал выпускных клапанов приводится в движение ремнем привода газораспределительного механизма, распределительный вал впускных клапанов приводится в движение от распределительного вала выпускных клапанов при помощи косозубых шестерен, закрепленных на распределительных валах.

Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Между блоком и головкой установлена безусадочная металлоармированная прокладка. В верхней части головки блока цилиндров выполнена общая постель опор подшипников скольжения двух распределительных валов (впускного и выпускного). Верхние крышки постели опор подшипников прикреплены к головке блока болтами, которые крепят крышки постели к основанию постели. Отверстия опор подшипников скольжения (постель) обрабатывают в сборе с крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемые, на каждую крышку нанесен порядковый номер.

Блок цилиндров двигателя представляет собой единую отливку из чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, система смазки и пять опор коленчатого вала. В нижней части блока выполнены пять постелей коренных подшипников. На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем. Коленчатый вал двигателя зафиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника скольжения.

Маховик отлит из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала через установочную втулку и закреплен шестью болтами.

На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. На маховике имеется зубчатый венец датчика положения коленчатого вала.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня сделаны кольцевые канавки для одного маслосъемного и двух компрессионных колец. Поршни дополнительно охлаждаются маслом, подаваемым через отверстие в верхней головке шатуна и разбрызгиваемым на днище поршня.

Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным.

Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная: наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, а остальные - или направленным разбрызгиванием, или разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопрягаемыми деталями.

Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.

Система охлаждения двигателя герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала поликлиновым ремнем, одновременно приводящим в движение шкив генератора. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливопроводов и форсунок, а также включает в себя воздушный фильтр.

Конструкция впускного коллектора с независимыми длинными каналами позволяет использовать эффект инерционного наддува.

Система зажигания двигателя микропроцессорная, состоит из четырехвыводной катушки зажигания (модуля), проводов высокого напряжения и свечей зажигания. Модулем зажигания управляет электронный блок (контроллер) системы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.

Силовой агрегат (двигатель, сцепление и коробка передач) установлен на трех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух боковых (правой и левой}, воспринимающих основную массу силового агрегата, и задней, компенсирующей крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

Рис. 5.1. Двигатель (вид спереди)
Рис. 5.1. Двигатель (вид спереди): 1 - ремень привода генератора и водяного насоса; 2 - кронштейн крепления правой опоры подвески силового агрегата; 3 - генератор; 4 - пробка маслоналивной горловины; 5 - дроссельный узел; 6 - провод высокого напряжения; 7 - крышка головки блока цилиндров; 8 - впускной коллектор; 9 - головка блока цилиндров; 10 - подводящий патрубок системы охлаждения двигателя; 11 - модуль зажигания; 12 - водораспределительная коробка; 13 - датчик положения коленчатого вала; 14 - левая опора подвески силового агрегата; 15 - рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 16 - управляющий датчик концентрации кислорода; 17 - выпускной коллектор; 18 - масляный фильтр; 19 - масляный картер; 20 - компрессор кондиционера; 21 - ремень привода компрессора кондиционера

Рис. 5.2. Двигатель (вид сзади)
Рис. 5.2. Двигатель (вид сзади): 1 - коробка передач; 2 - модуль зажигания; 3 - картер сцепления; 4 - водораспределительная коробка; 5 - топливная рампа; б - впускной коллекгор; 7 - датчик абсолютного давления во впускном коллекторе; 8 - дроссельный узел; 9 - датчик положения дроссельной заслонки; 10 - регулятор холостого хода; 11 - направляющая маслоизмерительного Щупа; 12 - шкив гидроусилителя рулевого управления; 13 - насос гидроусилителя рулевого управления; 14 - масляный картер; 15 - датчик детонации; 16 - блок цилиндров; 17 - стартер; 18 - кронштейн крепления задней опоры подвески силового агрегата; 19 - датчик скорости автомобиля

Рис. 5.3. Двигатель (вид справа)
Рис. 5.3. Двигатель (вид справа): 1 - датчик абсолютного давления во впускном коллекторе; 2 - топливная рампа; 3 - пробка маслоналивной горловины; і - крышка головки блока цилиндров; 5 - генератор; 6 - натяжное устройство ремня привода генератора и водяного насоса; 7 - компрессор кондиционера; 8 - муфта привода компрессора кондиционера; 9 - натяжной ролик ремня привода компрессора кондиционера; 10 - масляный картер; 11 - шкив коленчатого зала; 12 - шкив водяного насоса; 13 - шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; І4 - натяжное устройство ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 15 - направляющая маслоизмерительного щупа; 16 - впускной коллектор; 17 - регулятор холостого хода; 18 - датчик положения дроссельной заслонки

Таблица 5.1. ТЕХНИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ MR479QA
Тип двигателя 4-тактный, рядный 4-цилиндровый, 16-клапанный, с водяным охлаждением, двумя распределительными валами встречного вращения
Тип камеры сгорания Клиновидной формы
Внутренний диаметр цилиндра, мм 78,7
Ход поршня, мм 77
Объем цилиндров, л 1,498
Степень сжатая 9,8
Давление сжатия (компрессия), кПа, не менее 980
Допустимая разность давления в цилиндрах, кПа, не более 100
Объем масла, л 3,0
Топливо Неэталированный бензин с октановым числом не ниже 93
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения вала (вид спереди) По часовой стрелке
Система смазки Разбрызгивание под давлением
Система охлаждения Принудительного типа
Температура открытая клапана термостата, °С 82
Температура полного открытия клапана термостата, °С 95
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальной мощности, мин-1 6000
Максимальная мощность, л.с. 94
Максимальный крутящий момент при оборотах, Н-м 128
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 3400
Обороты холостого хода, мин-1 800+50
Клапанный зазор впускного клапана на холодном двигателе, мм 0,20+0,03
Клапанный зазор выпускного клапана на холодном двигателе, мм 0,30+0,03
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности Способ устранения
Двигатель не запускается
Нет давления топлива в рампе:
засорены топливопроводы
неисправен топливный модуль
засорен топливный фильтр

Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы
Замените топливный модуль
Замените фильтр
Неисправна система зажигания См. «Система управления двигателем»
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Недостаточное давление в топливной рампе См. неисправность «Двигатель не пускается»
Неисправен регулятор холостого хода Замените регулятор холостого хода
Псдсос воздуха через шланг вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускной коллектор с вакуумным усилителем тормозов Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените
Неисправна система зажигания См. «Система управления двигателем»
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
Неполное открытие дроссельной заслонки Промойте дроссельную заслонку от загрязнений или замените дроссельный узел
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки Замените дроссельный узел
Недостаточное давление в топливной рампе См. неисправность «Двигатель не пускается»
Загрязнен воздушный фильтр Замените фильтрующий элемент
Неисправна система зажигания См. «Система управления двигателем»
Нарушены зазоры в механизме привода клапанов См. «Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов»
Недостаточная компрессия - ниже 0,9 МПа (9 кгс/см2):
пробита прокладка головки блока цилиндров
прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец
плохое прилегание клапанов к седлам
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец

Замените прокладку
Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените
Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Недостаточное давление масла в прогретом двигателе
Использование масла несоответствующей марки Замените масло рекомендованным
Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости. Замените масло
Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса Промойте или отремонтируйте масляный насос
Засорение масляного фильтра Замените масляный фильтр
Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий, с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении или уменьшении частоты вращения коленчатого вала
Недостаточное давление масла См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»
Ослаблены болты крепления маховика Затяните болты рекомендуемым моментом
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Увеличенный зазор в упорном подшипнике коленчатого вала Замените упорные полукольца, проверьте зазор
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
Недостаточное давление масла См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Стук поршней
Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне Замените кольца или поршни с кольцами
Повышенный шум газораспределительного механизма
Увеличены зазоры в механизме привода клапанов Отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов
Поломка клапанной пружины Замените пружину
Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом Замените клапан и направляющую втулку
Износ кулачков распределительных валов Замените распределительные валы
Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя
Использование масла несоответствующей марки (с пониженной вязкостью) Замените масло, рекомендованным заводом-производителем автомобиля
Увеличенный осевой зазор коленчатого вала Замените упорные полукольца
Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике Замените вкладыши переднего коренного подшипника
Стуки на прогретом двигателе в режиме холостого хода
Шум деталей газораспределительного механизма См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»
Использование масла несоответствующей марки Замените масло на рекомендованное заводом-изготовителем автомобиля
Увеличенные зазоры между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней Замените поршни и пальцы
Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Не параллельны оси верхней и нижней головок шатуна Замените шатун
Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала
Поломка ступицы шкива коленчатого вала Замените поврежденные детали
Ослаблено крепление маховика Затяните болты крепления маховика требуемым моментом
Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала Перешлифуйте шейки под ремонтный размер и замените вкладыши
Повышенная вибрация двигателя
Дисбаланс коленчатого вала Снимите и отбалансируйте коленчатый вал
Установлены поршни разной массы Разберите шатунно-поршневую группу, подберите поршни по массе
Не отрегулированные зазоры в механизме привода клапанов См. «Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов»
Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах См. «Проверка компрессии в цилиндрах»
Опоры подвески силового агрегата сильно изношены См. «Замена опор подвески силового агрегата»
Ослаблено крепление шкива коленчатого вала или шкивов вспомогательных агрегатов Подтяните крепления
Повышенный расход масла
Подтекание масла через уплотнения двигателя Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
Засорена система вентиляции картера Промойте детали системы вентиляции картера
Износ поршневых колец или цилиндров двигателя Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
Поломка поршневых колец Замените кольца
Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения не рекомендованного масла Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым
Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов Замените маслосъемные колпачки
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
Перегрев двигателя
Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
Неисправен термостат Замените термостат
Неисправен электровентилятор системы охлаждения Проверьте электродвигатель вентилятора и реле его включения, замените неисправные узлы
Неисправен клапан пробки радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) Замените пробку радиатора
Использование бензина с пониженным октановым числом Залейте бензин с соответствующим октановым числом
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
Поврежден радиатор Замените радиатор
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов Замените поврежденные шланги и (или) прокладки, замените хомуты шлангов
Утечка жидкости через уплотнение водяного насоса Замените уплотнение водяного насоса
Повреждена прокладка головки блока цилиндров Замените прокладку
Утечка жидкости через микротрещины в блоке или головке блока цилиндров Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали

Содержание

.