Снимайте двигатель в сборе с коробкой передач, опуская его вниз из моторного отсека. Для этого необходим подъемник, чтобы повыше поднять переднюю часть автомобиля В гаражных условиях при отсутствии подъемника потребуются домкрат, а также прочные и достаточно высокие опоры, чтобы установить на них приподнятую переднюю часть автомобиля, это даст возможность извлечь из-под него двигатель, опущенный на пол гаража.
Полезный совет
Двигатель очень тяжелый, поэтому рекомендуем снимать его с помощниками.
Предупреждение
При снятии и установке двигателя, имеющего большую массу, применяйте только полностью исправные грузоподъемные механизмы, рассчитанные на соответствующую нагрузку, и особенно тщательно контролируйте правильность и надежность присоединения к транспортным проушинам двигателя тросов, траверс и т.п.
1. Перед выполнением работ по снятию двигателя выпустите хладагент из системы кондиционирования воздуха, отвернув пробку клапана на трубопроводе высокого давления и нажав тонкой отверткой на наконечник золотника.
Предупреждение
Выпускайте хладагент из системы кондиционирования воздуха в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе.
2. Для удобства работы снимите капот (см. «Снятие и установка капота»).
3. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления в системе питания двигателя»).
4. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
5. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).
6. Снимите воздушный фильтр и воздухоподводящий рукав (см. «Снятие и установка воздушного фильтра и глушителя шума впуска»).
7. Снимите аккумуляторную батарею (см. «Снятие и установка аккумуляторной батареи»).
8. Снимите полку крепления аккумуляторной батареи (см. «Снятие и установка полки крепления аккумуляторной батареи»).
9. Снимите защиту
10. ...и брызговики двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков и защиты картера двигателя»).
11. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
12. Если снимаете двигатель для ремонта, слейте масло из масляного картера (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
13. Сжав фиксаторы, отсоедините колодки жгутов проводов от катушки зажигания...
14. ...датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя...
15. ...датчика положения распределительных валов...
16. ...и датчика скорости автомобиля.
17. Нажав на скобу фиксатора, разъедините колодку жгута проводов датчика положения коленчатого вала.
18. Снимите клапан продувки адсорбера (см. «Снятие, проверка и установка клапана продувки адсорбера»).
19. Снимите топливную рампу в сборе с форсунками (см. «Снятие и установка топливной рампы»).
20. Снимите впускной коллектор в сборе с дроссельным узлом (см. «Замена прокладки впускного коллектора»).
21. Отсоедините колодку провода отдатчика сигнальной лампы аварийного падения давления масла.
22. Снимите термоэкран выпускного коллектора (см. «Снятие и установка термоэкранов»).
23. Снимите основной каталитический нейтрализатор системы выпуска отработавших газов (см. «Снятие и установка каталитического нейтрализатора»).
24. Снимите генератор (см. «Снятие и установка генератора»).
25. Сожмите пассатижами отогнутые ушки хомута подводящего шланга радиатора.
26. ..сдвиньте хомут по шлангу и снимите шланг с патрубка термостата.
27. Аналогичным способом отсоедините шланги системы отопления салона от патрубка корпуса термостата...
28. ...и от водораспределительной трубы.
30. ...и отсоедините шланг от водораспределительной трубы.
31. Отжав фиксатор, разъедините колодку управляющего провода тягового реле стартера.
32. Откиньте защитный колпачок наконечника силового провода стартера...
33. ...отверните гайку крепления и снимите провод с контактного болта тягового реле.
34. Выверните болт крепления наконечника «массового» провода силового агрегата.
35. Отверните гайку крепления трубки гидропривода выключения сцепления и отсоедините трубку от шланга.
36. Снимите запорную скобу и извлеките наконечник шланга гидропривода выключения сцепления из кронштейна на картере коробки передач
37. Отсоедините тросы управления коробкой передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).
38. Подставьте под насос гидроусилителя рулевого управления емкость для слива рабочей жидкости.
39. Отсоедините колодку провода (указана стрелкой) от датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления, выверните болт-штуцер муфты напорной магистрали...
40. ...и отсоедините шланг магистрали от насоса гидроусилителя.
41. Сожмите пассатижами отогнутые ушки хомута шланга возвратной магистрали насоса гидроусилителя, сдвиньте хомут по шлангу...
42. ...и снимите шланг с патрубка насоса
43. Выверните болт крепления держателя шланга напорной магистрали насоса гидроусилителя к масляному картеру двигателя.
44. Отсоедините от компрессора кондиционера колодку жгута проводов и выверните болт крепления трубопроводов компрессора Отсоедините трубопроводы от компрессора кондиционера.
Предупреждение
Сразу же после отсоединения заглушите пробками отверстия компрессора и трубопроводов кондиционера, чтобы не допустить попадания влаги и грязи в систему кондиционирования.
45. Снимите приводы передних колес (см. «Снятие и установка приводов передних колес»)
46. Снимите заднюю опору силового агрегата (см. «Замена задней опоры подвески силового агрегата»).
47. Отверните гайку болта крепления передней опоры силового агрегата к кронштейну на коробке передач, удерживая болт от проворачивания вторым ключом...
48. ...и извлеките болт из отверстий опоры и кронштейна.
49. Выверните два болта крепления продольной балки к поперечине кузова...
50. ...и снимите продольную балку в сборе с передней опорой силового агрегата.
51. Снимите поперечину передней подвески (см «Снятие и установка поперечины передней подвески»).
52. Установите под силовой агрегат надежные опоры.
53. Закрепите стропы грузоподъемного механизма за заднюю и переднюю транспортные проушины и натяните стропы, разгрузив опоры подвески силового агрегата
54. снимите правую опору силового агрегата
55. Отверните гайку болта крепления левой опоры подвески силового агрегата к кронштейну коробки передач...
56. ...и извлеките болт
57. Еще раз проверьте, все ли провода, шланги и навесные узлы отсоединены от силового агрегата.
58. Уберите опоры из-под силового агрегата и опустите силовой агрегат вниз, на пол.
59. Вывесите переднюю часть автомобиля (поднимите автомобиль на подъемнике) на высоту, достаточную для извлечения из-под автомобиля силового агрегата, и установите под кузов надежные опоры.
60. Извлеките силовой агрегат из-под автомобиля.
61. Установите двигатель и все снятые узлы и детали в последовательности, обратной снятию с учетом следующего:
- перед установкой силового агрегата очистите метчиком от ржавчины резьбовые отверстия крепления опор силового агрегата;
- прокладку приемной трубы системы выпуска отработавших газов обязательно замените новой;
- при подсоединении трубопроводов к компрессору кондиционера уплотнительные кольца замените новыми;
- при подключении проводов и трубопроводов тщательно следите за правильностью их расположения в моторном отсеке, не допуская соприкосновения с нагревающимися и движущимися элементами силового агрегата.
После установки двигателя выполните следующее.
1. Залейте масло в двигатель (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
2. Залейте масло в коробку передач (см. «Проверка уровня и замена масла в коробке передач»),
3. Залейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
4. Удалите воздух из гидропривода выключения сцепления (см. «Прокачка гидропривода выключения сцепления»).
5. Удалите воздух из системы гидроусилителя рулевого управления (см. «Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления»).
6. Пустите двигатель и проверьте, нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости Проверьте давление масла. Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков.
7. Для заправки хладагентом системы кондиционирования воздуха обратитесь на сервисную станцию, располагающую необходимым оборудованием.