Приведенные иллюстрации упростят определение той или иной неисправности. Заметив любые отклонения от нормы на вашем автомобиле (посторонние шумы, стуки, течи, признаки неравномерного износа, нарушения в управляемости и т.п.) локализуйте место признака неисправности, сопоставьте его с рисунком и обратитесь к таблице по соответствующей ссылке. Если не удается определить точный источник посторонних шумов, то необходимо сделать это хотя бы приблизительно. Затем, используя иллюстрации и таблицу выявить конкретную неисправность.
На рисунке и в таблице ниже приведены самые распространенные источники шумов, однако сходные признаки могут возникать и в других местах автомобиля.
Если невозможно определить местоположение неисправности по рисунку, то необходимо попытаться выявить причину по основным категориям и пунктам, приведенным в таблице.
Примечание:
На рисунке следующие позиции указывают:
13 - Амортизаторные стойки передней подвески
2 0 - Педальный узел
6, 10 - Редуктор задней главной передачи
№ позиции на рисунке | Признак неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
Двигатель | |||
1 | Характерный высокий металлический стук из-под клапанной крышки двигателя | Нарушение зазоров в клапанах | Отрегулировать зазор в клапанах (см. главу «Механическая часть двигателя») |
Разбиты (повышенный износ) опоры (подшипников опор) распределительных валов | Заменить или произвести ремонт элементов ГРМ (см. главу «Механическая часть двигателя») | ||
Нарушение в работе гидрокомпенсаторов | Заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | ||
Лязгающ ий/ш ипящ ий шум из-под передней крышки двигателя (передняя часть двигателя) | Снижено натяжение цепи привода ГРМ (газораспределительного механизма) | Произвести натяжение цепи (см. главу «Механическая часть двигателя») | |
Износ звездочек привода распределительных валов | Заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | ||
Повышенный износ цепи привода ГРМ | Заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | ||
Звонкий металлический стук из средней части двигателя | Стук поршней / поршневых палец из-за повышенного износа | Заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | |
Глухой металлический стук из нижней части двигателя | Повышенный износ коленчатого вала | Заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | |
Повышенный износ вкладышей подшипников коренных опор коленчатого вала | Заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | ||
Повышенный износ вкладышей подшипников шатунных шеек коленчатого вала | Заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | ||
Примечание: | |||
Глухой, короткий стук из нижней части двигателя, при его пуске (два удара) | Износ упорных подшипников (полуколец) коленчатого вала | Заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | |
Стук (щелчки) при перемещении ключа зажигания в положение «START» | Щелчки, пока ключ находится в положении «START», возникают из-за неисправности удерживающей обмотки стартера | В экстренной ситуации можно, используя отвертку с изоляционной рукояткой, перемкнуть выводы удерживающей обмотки стартера. Но, все же следует более детально изучить проблему (см. главу «Электрооборудование двигателя») | |
Скрип, визг, свист из передней части двигателя | Износ или снижение натяжения ремня/ремней привода вспомогательного оборудования | Произвести натяжение или заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | |
Визг ремня привода вспомогательного оборудования при повороте рулевого колеса (в отдельных случаях до упора) | Износ или снижение натяжения ремня/ремней привода вспомогательного оборудования (для автомобилей с гидравлическим усилителем рулевого управления) | Произвести натяжение или заменить (см. главу «Механическая часть двигателя») | |
Пар из подкапотного пространства | Перегрев двигателя из-за нарушений в работе системы охлаждения ВНИМАНИЕ | • Сделать остановку и дать двигателю остыть. Возможно причина состоит в очень высокой температуре воздуха окружающей среды • Проверить предохранители системы охлаждения и исправность вентилятора (см. главу «Действия в чрезвычайных ситуациях») | |
Потеря мощности двигателя Примечание: | Недостаточный отвод тепла в результате засорения сот радиатора системы охлаждения посторонними предметами (дорожный мусор, листья) | Очистить радиатор, используя специальную щетку | |
Поломка вентилятора системы охлаждения или нарушения в электропроводке | Проверить техническое состояние и заменить (см. главу «Система охлаждения») | ||
Механические повреждения радиатора | Заменить (см. главу «Система охлаждения») | ||
Утечка охлаждающей жидкости через неплотные соединения патрубков или повреждения радиатора, блока цилиндров или головки блока | Обнаружить утечку и устранить неисправность (см. главу «Система охлаждения») | ||
Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе | Долить жидкость до требуемого уровня | ||
Дым из подкапотного Примечание: | После ремонта двигателя, зачастую на блок и головку блока цилиндров попадает моторное масло, если его не удалить, протерев чистой ветошью, то после включения и по мере прогревания двигателя из-под капота начнет идти дым - это связано с выгоранием масла. Как правило, опасности не представляет, но все же лучше заглушить мотор и очистить блок и головку блока чистой ветошью. | Убедиться, что после ремонта головка и блок цилиндров очищены от потеков моторного масла, при необходимости очистить, используя ветошь и растворитель | |
Хлопки во впускном коллекторе | Смещение угла опережения зажигания в сторону более раннего ВНИМАНИЕ | Произвести ремонт (см. главу «Электрооборудование двигателя») | |
2 | Хлопки в выхлопной трубе системы выпуска | Смещение угла опережения зажигания в сторону более позднего ВНИМАНИЕ | Произвести ремонт (см. главу «Электрооборудование двигателя») |
Трансмиссия | |||
3 | Затрудненное включение или переключение передач (для автомобилей с механической коробкой передач) | Сцепление «ведёт», то есть муфта сцепления полностью не выключается при полном нажатии на педаль. Примечание: | • Отрегулировать рабочий ход педали сцепления • Заменить ведомый диск сцепления (см. главу «Сцепление») |
Неисправность троса привода переключения передач | Заменить трос привода переключения передач (см. главу «Коробка передач») | ||
Неплотное прилегание или износ блокирующих колец и конусов синхронизаторов | Устранить неисправность или заменить детали (см. главу «Коробка передач») | ||
Ослабление пружин синхронизаторов | Заменить пружины синхронизаторов (см. главу «Коробка передач») | ||
Залито масло несоответствующей марки | Залить масло требуемой марки (см. главу «Коробка передач») | ||
4 | Глухой, щёлкающий кратковременный стук, исходящий из коробки передач при переключении (автомобили с механической коробкой передач) Примечание: | Повышенный износ синхронизатора (-ов) коробки передач | Заменить (см. главу «Коробка передач») |
5 | Глухой стук при переключении передач (механическая и автоматическая трансмиссии) исходящий из центрального тоннеля. Примечание: | Повышенный износ крестовин карданного вала (характерно для полноприводных и заднеприводных автомобилей) | Заменить (см. главу «Приводные валы и главная передача») |
Дисбаланс карданного вала | Произвести балансировку (см. главу «Приводные валы и главная передача») | ||
6 | Металлический «хруст» и стук при повороте автомобиля Примечание: | Нарушение в работе дифференциала главной передачи. Примечание: | Произвести ремонт (см. главу «Приводные валы и главная передача») |
7 | Характерный металлический "хруст" и биение шариков при повороте(полно- или переднеприводные автомобили) | Попадание грязи в ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) из-за порванного пыльника | Заменить пыльник и промыть ШРУС (см. главу «Приводные валы и главная передача») |
Повышенный износ ШРУСа | Заменить ШРУС (см. главу «Приводные валы и главная передача») | ||
ВНИМАНИЕ | |||
8 | Свист при нажатии на педаль сцепления | Отсутствие смазки или износ выжимного подшипника сцепления | Заменить выжимной подшипник (см. главу «Сцепление») |
9 | Глухой кратковременный стук при выжимании педали сцепления | Износ подш ипника первичного вала коробки передач (механическая коробка передач) | Заменить (см. главу «Коробка передач») |
10 | «Жужжащий» звук со стороны редуктора главной передачи (в основном под нагрузкой) | Нарушение регулировки зазора в зацеплении главной передачи | Разобрать, произвести проверку технического состояния и отрегулировать (см. главу «Коробка передач») |
Недостаточное количество или отсутствие трансм иссионного масла в картере главной передачи | Долить или залить требуемый объем трансм иссионного масла (см. главу «Приводные валы и главная передача»). Примечание: | ||
Пробуксовка сцепления в результате которой: Примечание: | Несоответствующий свободный ход педали | Отрегулировать (см. главу «Сцепление») | |
Засорение системы гидропривода сцепления | Устранить неисправность или заменить соответствующ ие детали новыми (см. главу «Сцепление») | ||
Чрезмерный износ поверхности диска сцепления | Заменить (см. главу «Сцепление») | ||
Остекление поверхности диска сцепления или попадание масла на поверхность | |||
Повреждение нажимного диска сцепления или маховика | |||
Износ или повреждение прижимной пружины | |||
11 | Самопроизвольное выключение передач | Износ вилок переключения передач или поломка пружин фиксаторов в сопряжении | Заменить вилку или фиксатор (см. главу «Коробка передач») |
Увеличенный зазор муфты синхронизатора на ступице | Заменить ступицу и муфту синхронизатора (см. главу «Коробка передач») | ||
12 | Прихватывание / вибрация сцепления | Попадание масла на поверхность диска сцепления или прижигание | Проверить диск сцепления (см. главу «Сцепление») |
Неисправность нажимного диска сцепления | Заменить корзину сцепления (см. главу «Сцепление») | ||
Повреждение диафрагменной пружины | Заменить корзину сцепления (см. главу «Сцепление») | ||
Повреждение или износ демпферных пружин диска сцепления | Заменить диск сцепления (см. главу «Сцепление») | ||
Ослабление крепления к двигателю | Устранить неисправность (см. главу «Сцепление») | ||
Шум в сцеплении | Повреждение втулок педали сцепления | Заменить втулки педали сцепления новыми (см. главу «Сцепление») | |
Ослабление деталей в корзине сцепления | Устранить неисправность (см. главу «Сцепление») | ||
Износ или загрязнение выжимного подшипника | Заменить выжимной подшипник новым (см. главу «Сцепление») | ||
Заклинивание выжимной вилки или тяг | Устранить неисправность (см. главу «Сцепление») | ||
Шасси автомобиля | |||
13 | Глухой металлический стук в верхней части амортизаторной стойки (амортизатора) при наезде на дорожные неровности или препятствия | Разбита опора амортизаторной стойки (верхнее крепление амортизатора) Примечание | Заменить опору амортизаторной стойки и проверить техническое состояние амортизаторной стойки (см. главу «Ходовая часть») |
14 | Перегрев колесного диска и ступицы колеса | Перекос при установке или повышенный износ подшипника ступицы колеса | Заменить, произвести регулировку (см. главу «Подвеска») |
15 | Стук, исходящий от подвески автомобиля | Повышенный износ шарового шарнира наконечника рулевой тяги | Заменить наконечник рулевой тяги (см. главу «Рулевое управление») Для определения износа необходимо: • Вывесить проверяемое колесо, установить под нижний рычаг подвески подпору. • Взяться за колесо за переднюю и заднюю части и покачать в горизонтальной плоскости. • Если появится стук, значит шаровый шарнир чрезмерно изношен и его необходимо заменить |
Стук, исходящий от подвески автомобиля | Повышенный износ шаровой опоры нижнего рычага подвески | Заменить (см главу «Подвеска") Для определения износа необходимо: • Вывесить проверяемое колесо,установить под нижний рычаг подвески подпору • Взяться за колесо в верхней и нижней части и покачать в вертикальной плоскости • Если появится стук, попросить помощника нажать на педаль тормоза и повторить перемещения колеса. • Если стук не исчез после нажатия на педаль тормоза, значит шаровая опора чрезмерно изношена и ее необходимо заменить. | |
Износ подшипников ступицы колеса | Заменить (см главу - «Подвеска") Для определения износа необходимо • Вывесить проверяемое колесо, установить под нижний рычаг подвески подпору. • Взяться за колесо в верхней и нижней части и покачать в вертикальной плоскости. • Если появится стук, попросить помощника нажать на педаль тормоза и повторить перемещения колеса. • Если стук исчез после нажатия на педаль тормоза, значит подшипник ступицы колеса необходимо заменить | ||
Износ стоек стабилизатора поперечной устойчивости | Заменить (см. главу - «Подвеска”) | ||
Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости (часто проявляет себя при повороте автомобиля! | Заменить (см. главу - «Подвеска”) | ||
16 | Вибрации на рулевом колесе с повышением скорости движения Примечание: | Биение управляемых колес, в результате росбаллансировки (при последующем увеличении скорости слышим удары в подвеске, возможны рывки автомобиля) ВНИМАНИЕ | Произвести балансировку колес, при необходимости произвести проверку технического состояния ходовой части в целом. Проверить углы установки управляемых колес |
Отпустились элементы крепления ходовой части и/или рулевого управления ВНИМАНИЕ | Затянуть все элементы ходовой части с требуемым моментом затяжки (см главу - «Подвеска») | ||
17 | Шум при работе гидравлического усилителя рулевого управления | Попадание воздуха в систему | Убедиться в том, что воздух не попадает через неплотные соединения. Произвести процедуру удаления воздуха из системы, для этого: * Установить автомобиль в направлении прямолинейного движения * Открыть капот и крышку расширительного бачка насоса гидроусилителя рулевого управления * Запустить двигатель и поворачивая рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, удалить воздух из системы. Воздух удален, если в бачке насоса, при поворачивании рулевого колеса отсутствуют пузырьки воздуха |
Повышенный износ рабочих поверхностей насоса системы усилителя рулевоги управления | Заменить (см. главу «Рулевое управление») | ||
Низкий уровень рабочей жидкости | Убедиться в отсутствии утечек жидкости, затем долить до требуемого уровня (см главу «Рулевое управление») | ||
Утечка рабочей жидкости из-за нарушения плотности соединений и/или утечка через уплотнения | Устранить утечки (см. главу «Рулевое управление») | ||
18 | Раскачивание автомобиля при движении по неровному дорожному покрытию | Утечки рабочей жидкости из амортизатора(-ов), как результат, потеря демпферной способности амортизатора | Заменить (см. главу «Подвеска») |
Увод автомобиля от прямолинейного движения | Нарушение углов установки управляемых колес | Отрегулировать углы установки (см. главу «Подвеска») Примечание | |
Неравномерный износ покрышек колес | См. ниже «Виды износов протектора шин» | ||
Нарушения в установке рулевого колеса | Произвести регулировку (см главу «Рулевое управление») | ||
Залипание колодок тормозного механизма с одной стороны автомобиля | Можно проверить, вывесив поочередно каждое колесо и провернув от руки. Колесо должно вращаться свободно, без заедания. Примечание См. главу «Тормозная система» | ||
Нарушение геометрических параметров элементов подвески (рычаги, поворотный кулак,тяги) | Произвести проверку геометрических параметров на специальном стенде. При необходимости заменить дефектные детали (см главу «Подвеска») | ||
Увод автомобиля oт прямолинейного движения | Нарушения в работе систем пассивной безопасности ABS, ESP (система курсовой устойчивости), ASR (противобуксовочная система) | Считать коды неисправностей, используя специальный сканер При необходимости произвести ремонт (см. главу «Тормозная система») | |
Рывки автомобиля при торможении | Коробление тормозного диска из-за сильного перегрева | Произвести проверку технического состояния и при необходимости заменить (см главу «Тормозная система») | |
Неравномерный износ тормозных дисков | Заменить (см. главу «Тормозная система») | ||
Перекос тормозных колодок | Устранить неисправность (см. главу «Тормозная система») | ||
Нарушение в работе системы ABS | Считать коды неисправностей, используя специальный сканер. При необходимости произвести ремонт (см. главу «Тормозная система») | ||
• Попадание грязи или намерзание льда на колесах и/или колесных арках. • Отпустились болты/гайки крепления колес | • Перед поездкой произвести осмотр и очистить колеса и колесные арки от намерзшего снега • Затянуть болты крепления с требуемым моментом затяжки | ||
19 | Потеря эффективности торможения (Требуется повышенное усилие при нажатии на педаль тормоза) | Повреждение или нарушение в работе вакуумного усилителя тормозов | Заменить (см. главу «Тормозная система») |
Чрезмерный износ фрикционных накладок тормозных колодок Примечание: | Заменить (см. главу «Тормозная система») | ||
Перркос тормозных колодок (нарушение при установке) | Заменить (см. главу «Тормозная система») | ||
Нарушение герметичности одного из контуров гидропривода тормозов Примечание: | Найти место разгерметизации и произвести ремонт (см. главу «Тормозная система») | ||
Примерзание отдельных элементов тормозного механизма в зимний период эксплуатации | На небольшой скорости несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы разогреть тормозные механизмы | ||
20 | Педаль тормоза провалилась, автомобиль практически не снижает скорость | ВНИМАНИЕ Причина в завоздушенности тормозной системы. Примечание | Перед каждой поездкой необходимо проверять техническое состояние тормозной системы (см. выше), чтобы преждевременно найти и устранить неполадку. Прокачать тормозную систему (см. главу «Тормозная система»). |
Утечка тормозной жидкости из гидропривода тормозов | Найти и устранить место утечки (см. главу «Тормозная система»). | ||
Кузов | |||
21 | Посторонние шумы кузовных элементов | Ослабление креплений | Перезатянуть с требуемым моментом затяжки |
Недостаточный зазор между элементами кузова | • Если возможно, то развести компоненты в стороны ослабив и затянув их крепления с требуемым моментом затяжки. • Изолировать компоненты при помощи подходящих материалов, например, полиуретановых прокладок, поролоновых подушек, фетровой ленты или полиуретановой ленты |